RU
EN
публикация

Интерактивные кейсы по работе с семьей

Решение задачи по обеспечению минимальных прав и интересов ребенка в семьях, переживающих кризис, требует внедрения в практику работы с этой целевой группой современных технологий и методик оказания помощи. Они должны обеспечивать восстановление способности родителей самостоятельно справляться с трудными жизненными ситуациями, удовлетворять минимальные возрастные потребности ребенка, т.е. быть ориентированными на сохранение и поддержку кровной семьи.

Деятельность по сопровождению начинается с момента назначения куратора случая. Куратор должен достичь общего с родителями понимания целей совместной работы, вместе составить перечень необходимых действий, распределить ответственность за реализацию на практике намеченных мер. Он должен вовлечь членов семьи в совместную деятельность по преодолению причин, способствующих возникновению нарушения прав ребенка в семье.

Деятельность по реализации услуги осуществляется в 4 этапа, каждый из которых состоит из нескольких шагов. Команда фонда создала серию интерактивных видеороликов, задача которых – дать более подробную информацию о важных аспектах технологии применительно к каждому ее этапу, а также практически разобрать их на примере реального кейса. 

Предлагаем ознакомиться с описанием семейной ситуации, легшей в основу практической части видеороликов:

Сигнал на семью поступил в КДНиЗП муниципалитета из детской поликлиники

Во время проведения переписи детского населения медсестра увидела, что мать трех несовершеннолетних детей – Анастасии (4 года), Александра (7 лет) и Даниила (10 лет), находится в состоянии алкогольного опьянения.

Во время переписи мать дома находилась одна и спала, дети бегали по этажам, их одежда не соответствовала сезону, и они имели неопрятный вид. В ходе опроса соседи указали, что в квартире, в которой проживает семья, часто собираются пьяные компании, и дети часто находятся без присмотра родителей.

ИНФОРМАЦИЯ О СЕМЬЕ:

  1. Состав семьи: родители – мать Оксана (43 года), отец Дмитрий (53 лет), дети – Ольга (19 лет), Даниил (10 лет), Александра (7 лет), Анастасия (4 года).  
  2. Жилищные условия и состояние детей:

Семья проживает в 3-комнатной благоустроенной квартире. Старшая дочь проживает отдельно, в общежитии училища.

Дети занимают отдельную комнату. У несовершеннолетних отсутствует организованное место для сна, постельные принадлежности и белье. Дети спят на одеялах, постеленных на полу, отсутствует место для хранения вещей, а также место для игр и занятий. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади неудовлетворительное: в квартире грязно, плохо пахнет, разбросаны вещи, квартира сильно захламлена.

Внешне несовершеннолетние выглядит неопрятно; нормы личной гигиены соблюдаются не полностью; набор вещей ограничен и не соответствует полу, возрасту и сезону.

 3. Описание семейных отношений и быта:

Дмитрий является биологическим отцом трех младших детей и проживает вместе с ними. Отцом старшей дочери является другой мужчина, он поддерживает отношения с дочерью, с Оксаной не общается.

В семье низкий материальный достаток, мать не работает (и не работала ранее), имеет статус матери-одиночки. Отец работает, его зарплата и пособия на детей – единственные доходы семьи. На момент обследования семьи специалистами было установлено, что мать забыла переоформить пособия.

Отношения родителей с бабушками и дедушками напряженные, конфликтные, они не помогают Оксане и Дмитрию. Между родителями хорошие отношения, однако иногда на фоне материальных проблем или в состоянии алкогольного опьянения между ними бывают конфликты.

Оксана любит младших детей, но они, с ее слов, ее «напрягают», она сильно устает от них, поэтому и не следит. Со старшей дочерью у нее конфликтные отношения.

Отец в процесс воспитания и ухода за детьми не вмешивается.

4.  История семьи: мать ранее состояла на сопровождении в КДНиЗП со старшей дочерью.

 Итак, с этими вводными данными мы переходим к практической части.

 

1. На ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ осуществляется:

– Определение профессиональных оснований для открытия случая;

– Установление контакта и доверительных отношений с семьей.

 

 

2. Задачами ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА являются:

– Оценка ситуации в семье;

– Определение причин выявленных нарушений прав ребенка;

– Формулирование основной и промежуточных целей работы.

 

3. На ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СЛУЧАЮ специалист решает следующие задачи:

– Составление плана социального сопровождения (реабилитации) семьи;

– Обсуждение и согласование с родителями целей работы по реабилитации семьи и путей их достижения (по месту жительства семьи);

 

– Подготовка комплекта документов для рассмотрения случая на консилиуме (на рабочем месте);

– Согласование плана социального сопровождения (реабилитации) семьи на консилиуме специалистов;

– Организация выполнения мероприятий в соответствии с утвержденным планом со-

циального сопровождения (реабилитации) семьи, контроль их выполнения (по месту

жительства семьи и на рабочем месте).

 

4. И, наконец, ЭТАП МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ заключается в:

– Сборе сведений о результатах выполнения плана социального сопровождения (реабилитации) семьи (на рабочем месте);

– Проведении процедуры повторной оценки риска жесткого обращения с ребенком (по месту жительства семьи);

– Проведении комплексной оценки ситуации в семье (по месту жительства семьи);

– Анализе и обобщении результатов оценки (на рабочем месте);

– Обсуждении с родителями результатов выполнения плана социального сопровождения (реабилитации) семьи (по месту жительства семьи);

– Закрытии случая.

 

Другие публикации