На Главную Профилактика социального сиротства в России
Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения
 
На главную Карта сайта Написать письмо RU EN
Искать
Национальный фонд

 
Важное на сайте:

 
Благодарим за поддержку:


 
06.12.06
Вернуться к списку материалов
РФ | Государственная политика

Обзор государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации»

Г.Н. Тростанецкая, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, Президент Ассоциации социальной помощи детям:

О докладе

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации выпустило в свет одиннадцатый государственный доклад о положении детей в России за 2003-2004 годы на основе данных государственной статистики, материалов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, результатов научных исследований.

В докладе обращено внимание на демографическую ситуацию в России, проблемы семей, имеющих детей, состояние здоровья, питания, воспитания и образования, социального обслуживания семей и детей, положение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основные демографические характеристики

Численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2005 года 29,1 млн. человек. За четыре года (2001-2004) численность детей уменьшилась на 4,4 млн. человек, или на 13,3%.

С 2000 года в динамике показателей рождаемости детей наметилась положительная тенденция. В 2004 году родилось на 25,2 тыс. человек, или на 1,7% больше, чем в 2003 году, отмечено также снижение младенческой смертности, сокращение естественной убыли населения.

Значительные изменения произошли в институте семьи. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке и на столько же – численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. В 2004 году доля таких детей от общего числа родившихся составила 29,8% или 447,1 тыс. человек. В неполных семьях воспитывается каждый пятый ребенок (21% детей, или 6,45 млн. человек). Вне семьи проживает 0,9% детей в возрасте от 0-15 лет (бездомные дети и проживающие в детских домах, домах ребенка, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Для всех регионов России (за исключением Чеченской Республики) характерно снижение численности и доли детей в общей численности населения.

Таким образом демографическая ситуация в Российской Федерации пока остается сложной.

Уровень жизни семей с детьми

При определенных положительных сдвигах в восстановлении докризисного (1998 г.) уровня реальных доходов населения, увеличения покупательной способности населения, значительного потребительского спроса граждан, отмечена довольно высокая дифференциация населения по уровню денежных доходов.

Наибольшая концентрация бедности по-прежнему сосредоточена в группах детей и молодежи от 16 до 24 лет. Среди наиболее уязвимой категории – семьи с несовершеннолетними детьми, в особенности многодетные семьи, сельское население.

Проблемой для семей, имеющих детей, оставалось наличие задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка. В течение 2004 года уровень задолженности субъектов Российской Федерации сократился в 2 раза и по состоянию на 1 января 2005 года составил 2,6 млрд. рублей.

В разделе указаны произошедшие и предполагаемые изменения в законодательстве Российской Федерации, касающиеся размера, порядка назначения и выплаты пособий на ребенка, предоставления пособий по беременности и родам, налоговых вычетов на обучающихся детей, развития льготных условий обеспечения жильем многодетных и молодых семей, в том числе с использованием ипотечного кредитования и иных финансовых механизмов.

Состояние здоровья детей, организация питания

Результатом целенаправленной работы органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, повышения качества медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, новорожденным детям и детям первого года жизни, укрепления материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения явилось снижение показателя младенческой смертности в 2004 году в сравнении с 2003 годом на 6,4%.

Вместе с тем, сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. В сравнении с 2003 годом отмечается рост общей заболеваемости детей: врожденными аномалиями (пороками развития) – на 2,4%; болезнями мочеполовой системы – на 3,5%; болезнями нервной системы – на 3,7%; болезнями кожи и подкожной клетчатки – на 6% при снижении заболеваемости от инфекционных и паразитарных болезней на 3,9%.

Инфекционные заболевания у детей остаются актуальной задачей отечественного здравоохранения. В Российской Федерации достигнут и поддерживается высокий (более95%) охват прививками в рамках Национального календаря прививок детей в возрасте от 12 месяцев и 24 месяца против дифтерии, столбняка, коклюша, эпидемического паротита, кори, полиомиелита и туберкулеза, что является одним из резервов снижения младенческой и детской смертности.

Продолжается реализация единой государственной политики по предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера.

Проводимые мероприятия позволили снизить уровень заболеваемости туберкулезом детей в возрасте 0-14 лет в 2004 году по сравнению с 2001 годом на 13,7%.

Все более острой и тревожной остается проблема эпидемии ВИЧ/СПИДа.

На 1 января 2005 года в Российской Федерации зарегистрировано 300136 ВИЧ-инфицированных, в том числе 11118 детей (3,7% всех инфицированных). Диагноз СПИД поставлен 193 детям, из них 125 умерли от СПИДа.

Количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, составило к 2005 году более 13000, из них более 1000 детей остались в учреждениях родовспоможения.

Остается неблагоприятной ситуация с распространенностью алкогольной зависимости, токсикоманией и наркоманией среди детей и подростков. Численность детей и подростков, состоящих на учете с диагнозом наркомания, на конец 2004 года составила -1,87 тыс. человек, на профилактическом учете с этим же диагнозом состоит – 8,65 тыс. человек.

Вызывает тревогу рост потребления подростками алкоголя: на конец 2004 года учтено 2,54 тыс. подростков больных алкоголизмом; число, стоящих на профилактическом учете в связи с вредными последствиями употребления алкоголя, достигло на этот же период - 64,4 тыс. человек.

Сохраняется высокий уровень смертности детей от внешних причин, который в 2004 году составил 34,4%, в структуре наибольший удельный вес составляет смертность от транспортных несчастных случаев (28%), в старших возрастных группах (10-19 лет) – от самоубийств (21%).

Целая глава посвящена охране репродуктивного здоровья детей и подростков, программам планирования семьи и безопасного материнства, безопасного репродуктивного поведения подростков, профилактики у них нежелательной беременности, развитию новых организационных форм комплексной медико-социальной помощи.

Серьезные нарушения отмечены в обеспечении питанием детей всех возрастов. В стране сохраняется низкая распространенность грудного вскармливания, нарушения в организации смешанного и искусственного вскармливания, сохранение в целом существенного дисбаланса в структуре питания детей: высокое потребление хлеба, хлебопродуктов, сахара, картофеля и крайне недостаточное потребление мяса, молока, рыбы, яиц, фруктов, овощей, что оказывает существенное влияние на состояние здоровья детей.

Особую озабоченность вызывает организация питания детей в образовательных учреждениях. Во многих регионах учащиеся не получают горячую пищу. В целом по Российской Федерации в 2004 году 6,7% учеников 5-11 классов получали экспресс-завтраки, 37,5% пользовались продукцией школьного буфета, 18,6% не ели в школе вообще.

Образование, воспитание и развитие детей

В этом разделе отмечена работа органов управления образованием субъектов Российской Федерации по развитию в регионах сети образовательных учреждений различных видов, в том числе реабилитационного профиля для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации.

Количество государственных дневных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации на начало 2003/2004 года составило 63,8 тыс., из них школ для детей с ограниченными возможностями здоровья – 1970, санаторно-лесных – 73, школ для детей с девиантным поведением – 62. Происходит увеличение средних школ при сокращении числа начальных и основных.

Общее количество обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях на этот период составило 17254,2 тыс. человек.

Существенной характеристикой образовательной сети является ее дифференцированность по видам учреждений, позволяющая удовлетворить различные образовательные потребности обучающихся.

На начало 2003/2004 учебного года действовало 7435 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов, в которых обучалось 14,3% детей.

Защищаются и поддерживаются образовательные интересы национальностей и этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Число обучающихся на родном (нерусском) языке – 221 154 ребенка в 3235 общеобразовательных учреждениях.

В 2004 году зарегистрировано 1,6 млн. детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Для обучения таких детей функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования. Всего в 2003/2004 учебном году функционировало 1969 учреждений (23 из них школ индивидуального обучения), с общим контингентом обучающихся 256 824 человека.

В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Так, в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях (школах и школах-интернатах) в 2003/2004 учебном году обучалось 205 582 человека. Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей со сложным дефектом в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Ранее такие дети обучались только в учреждениях социальной защиты.

В целях сохранения здоровья выпускников 9 и 11 классов с ограниченными возможностями здоровья, на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации, для них предусмотрены щадящие условия сдачи экзаменов (на дому, в отдельном классе, замена письменных экзаменов на устные, сокращение количества экзаменов до двух обязательных и т.д.).

Повышена эффективность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по выявлению и возвращению в образовательные учреждения детей, не обучающихся в нарушение закона. Во всех регионах сформированы, либо формируются банки данных о детях данной категории. Детям из малообеспеченных или неблагополучных семей оказывается помощь при подготовке к началу учебных занятий, решаются вопросы подвоза детей в школу из отдаленных районов. Все это позволило снизить количество детей, не получающих образование в нарушение закона, с 1999 года на 68,9%. По данным Минобрнауки, на 1 октября 2004 года выявлено таких детей (от 7-15 лет) - 12 662 человек.

В целях достижения современного качества образования, обеспечения общедоступности качественных образовательных услуг продолжено введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2004 году эксперимент по введению ЕГЭ проводился на территории 65 субъектов Российской Федерации, в нем приняли участие более 820 тыс. выпускников. Более доступным стало высшее образование для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных мест проживания.

На государственном уровне в рамках подпрограммы «Одаренные дети» созданы условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей в России. На реализацию мероприятий программы в 2004 году было выделено 243,5 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 126,5 млн. рублей. Что в 2,5 раза больше, чем в 2001 году.

Одним из результатов модернизации профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров, 1200 рабочих профессий были интегрированы в 293. Разрабатываются принципиально новые образовательные стандарты, обеспечивающие универсальность, фундаментальность и практическую направленность профессионального обучения, и соответствующее им учебно-методическое обеспечение.

Радикально обновилось содержание дошкольного образования. Созданы новые программы и педагогические технологии, направленные на личностно-ориентированное образование детей, повышение эффективности процесса воспитания. Вместе с тем, в проблеме предоставления услуг семье по уходу за детьми сохраняется много проблем. Одна из важнейших – дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. Очередность на прием ребенка в детский сад увеличилась с 2002 года в 2 раза.

Активно развивается система дополнительного образования детей и подростков. По состоянию на 1 января 2005 года в Российской Федерации насчитывается 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, более 10 млн. детей от 5 до 18 лет постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, учебно-исследовательской деятельностью, экологией, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением.

Одновременно с позитивными процессами в сфере дополнительного образования обозначились и негативные тенденции: старение материально-технической и методической базы учреждений, износ ресурсов клубов и домов культуры, недостаточное финансирование детских библиотек, выпуска печатных изданий для детей и молодежи.

Организация отдыха и оздоровление детей

Различными формами отдыха, оздоровления и занятости в 2004 году было охвачено свыше 11,2 млн. детей и подростков. В летний период было открыто 52,13 тыс. детских оздоровительных лагерей различных типов.

Во многих регионах приоритетным направлением деятельности явилась организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья, значительное внимание в период школьных каникул уделялось детям и подросткам с девиантным поведением, а также безнадзорным и беспризорным детям. Всего на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей в целом по стране в 2004 году было направлено 26 млрд. рублей.

Основными проблемами в организации детского отдыха и оздоровления является повсеместное закрытие: загородных стационарных детских оздоровительных, оборонно-спортивных, оздоровительно-спортивных, лагерей, а также лагерей труда и отдыха. Кроме того, материальная база многих лагерей за последние годы пришла в негодность. Постоянный рост на продукты питания, энергоносители и услуги, а также арендная плата на землю приводит к удорожанию стоимости путевок.

Сложившаяся ситуация не позволяет удовлетворить в услугах отдыха всех желающих. Сегодня лишь третья часть учащихся получает доступ к оздоровительным учреждениям. Особенно это касается многодетных и малообеспеченных семей.

Трудовая занятость подростков

В 2004 году численность работающих подростков (15-17 лет) составила 293,1 тыс. человек, численность безработных этого же возраста – 167,5 тыс. человек.

Во многих регионах Российской Федерации большое внимание было уделено организации временного трудоустройства несовершеннолетних, на эти цели из федерального бюджета было предусмотрено 570,0 млн. рублей. Временное трудоустройство несовершеннолетних в совокупности с организацией отдыха и оздоровления является одним из основных рычагов воздействия на сокращение уровня подростковой преступности, безнадзорности, профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних, повышение уровня материальной поддержки детей из малообеспеченных семей.

Вместе с тем, несмотря на то, что в 2003 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» работодатели допускали нарушения законодательства о труде и охране труда в отношении работников до 18 лет. К числу наиболее типичных относятся: прием на работу учащихся, достигших возраста 14 лет, без согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства; прием на работу лиц в возрасте до 18 лет без предварительного медицинского осмотра; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска менее, чем 31 календарный день; применение труда несовершеннолетних на запрещенных для них работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию; привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни и др.

Развитие социального обслуживания семьи и детей

В 2003-2004 годах особое внимание было уделено развитию и оптимизации сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Количество учреждений, действующих в ведении органов социальной защиты населения всех уровней, достигло к началу 2005 года 3373, что более чем на 300 учреждений, чем в 2002 году.

В 2004 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 3,3 млн. семей. Значительное внимание уделялось внедрению и распространению новых технологий, форм и методов социальной работы с семьями, прежде всего по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства, профессионально-трудовой и медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, по предупреждению и ликвидации последствий семейного насилия и жестокого обращения с детьми.

Для формирования гарантий качества оказываемых социальных услуг различных видов в 2003 году были утверждены два государственных стандарта социального обслуживания: «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (постановление Госстандарта России от 24 ноября 2003 года №326-Т) и «Социальное обслуживание населения. Основные виды услуг» (утвержден постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 года №327-СТ). Ставится задача создания и развития рынка социальных услуг, направленного решение проблемы адресной поддержки различных категорий семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение 2003-2004 годов численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей продолжала увеличиваться и к концу 2004 года составила 734,1 тыс. человек, что на 1,8% выше, чем в 2003 году и составляет 2,53% от числа всех детей.

Тревожная ситуация с ростом числа детей сирот при одновременном сокращении общей численности детей в Российской Федерации объясняется прежде всего широким распространением семейного неблагополучия, недостаточным развитием механизмов выявления семейного неблагополучия на ранней стадии, оказания реабилитационной помощи семье в трудной жизненной ситуации.

О масштабах социального неблагополучия свидетельствует постоянный рост числа детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав. В 2004 году эта цифра достигла 65,2 тыс., что на 9,3% выше 2002 года.

Большая часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устраивается на воспитание в семьи граждан – передается на усыновление (удочерение), под опеку и попечительство. Последние годы все более активно развиваются различные формы семейного устройства детей-сирот: приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатные семьи. Введение патронатного воспитания дает возможность значительно сократить число детей, направляемых в детские учреждения органами опеки; помещать в замещающую семью любого ребенка и на любой срок; вернуть ребенка домой и инее допустить его изъятия из кровной семьи за счет оказания семье квалифицированной помощи на основе сотрудничества с родителями; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.

Вместе с тем четко прослеживается тенденция сокращения доли детей из числа детей-сирот, устроенных на воспитание в замещающей семье: с 59,2% в 2003 году до 57,9% в 2004 году.

Одновременно растет доля детей-сирот, устроенных в различные учреждения интернатного типа: с 39,3 тыс. человек в 2003 году, до 41,2 тыс. человек в 2004 году.

Государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему характеризуется ростом числа детских домов, детских домов-школ и общеобразовательных школ-интернатов. Продолжается линия государства на развитие семейных условий содержания воспитанников в смешанных детских домах, в которых наряду с детьми школьного возраста содержатся дошкольники.

По-прежнему сохраняется критическая ситуация в материально-техническом обеспечении детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. В 2004 году 39,9% учреждений для детей-сирот требовали капитального ремонта, остро стоит проблема обеспечения детей-сирот одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Вызывает тревогу организация питания детей в интернатных учреждениях: при федеральной норме на питание 1 ребенка-сироты (78 руб. в день) в детских домах и школах-интернатах в 2004 году на эти цели выделялось от 30 руб.(муниципальный бюджет) до 98 руб.(региональный бюджет) в зависимости от наличия средств в регионах.

В целях улучшения обеспечения и содержания воспитанников детских домов в ряде субъектов Российской Федерации начался процесс перевода финансирования детских домов с муниципального бюджета на региональный.

Позитивную роль в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот, создания условий для организации трудового обучения, допрофессиональной подготовки воспитанников играет подпрограмма «Дети-сироты» ФЦП «Дети России». В 2004 году на эти цели выделено 40,340 млн. рублей.

Осуществляется развитие новых форм государственного и негосударственного устройства детей данной категории: кадетские школы-интернаты (36 учреждений), школы-интернаты с первоначальной летней подготовкой (9 учреждений), негосударственные учреждения для детей-сирот (более40): пансионаты, детские дома и приюты религиозных, других общественных организаций, детские деревни «SOS» и др.

За последние годы расширились возможности получения детьми-сиротами общего (среднего) и профессионального образования. Отмечается тенденция к увеличению числа выпускников детских домов и школ-интернатов, поступивших в ПТУ, ссузы и вузы. Вместе с тем в целом по стране с 2000 года наметился процент снижения числа трудоустроенных выпускников детских домов и школ-интернатов.

По-прежнему остро стоит проблема обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов жильем.

Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке

Численность детей-инвалидов в Российской Федерации сокращается (с 641,9 тысяч человек на конец 2002 года до 593,3 тыс. человек на конец 2004 года).

На конец 2004 года около 533 тыс. детей-инвалидов проживают в семьях, 4,5 тыс. детей-инвалидов обучаются и воспитываются в специализированных (коррекционных) школах-интернатах для детей-сирот, около 30 тыс. детей-инвалидов воспитываются в 151 детском доме-интернате системы социальной защиты населения, 5,4 тыс. детей-инвалидов проживают в 255 домах ребенка.

В 2003 году в дополнение к ранее закрепленным специальным нормам жизнеобеспечения детей-инвалидов принят Федеральный закон от 23 октября 2003 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов», определяющий перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно.

В помощь семьям в реабилитации детей-инвалидов продолжает развиваться система учреждений социального обслуживания семьи и детей, прежде всего сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, многопрофильность этих учреждений дает возможность оказывать реабилитационные услуги детям-инвалидам с различной патологией. В 2004 году 37,7 тыс. семей с детьми-инвалидами находились на социальном патронаже в указанных центрах.

Во всех домах ребенка внедрены современные технологии восстановительного лечения и комплексной реабилитации детей с нарушениями здоровья.

Однако, несмотря на положительную динамику развития названных учреждений, их сеть удовлетворяет потребности детей-инвалидов всего на 55%.

За последние 5 лет в России отмечается положительная тенденция в развитии специализированных детских санаторно-курортных учреждений для детей с онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличом, пострадавших от последствий Чернобыльской АЭС, больных гемофилией, сахарным диабетом и рядом других хронических заболеваний.

Реализация мероприятий подпрограммы «Дети-инвалиды» в 2003-2004 годах позволила активизировать создание и развитие на местах специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями, осуществляющих реабилитационные мероприятия. В целом реализация подпрограммы в 2004 году позволила укрепить материально-техническую базу и поддержать развитие 275 специализированных учреждений для детей-инвалидов 80 субъектов Российской Федерации, всего из федерального бюджета на эти цели было выделено 413,4 млн. рублей.

С 1 января 2005 года введена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) детям-инвалидам в размере 1000 руб. взамен предоставления им отдельных видов льгот, с 2006 года установлена возможность выбора: получение ЕДВ в полном объеме или набора социальных услуг и части ЕДВ.

Для обеспечения реализации указанных мер в полном объеме Правительством Российской Федерации и Минздравсоцразвития России в 2004 году приняты первоочередные нормативные правовые акты, необходимые для практической организации оказания медицинских и социальных услуги повышения их качества. Принятые решения должны в ближайшем будущем существенно улучшиь условия жизни и реабилитацию детей-инвалидов.

Положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Численность детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ни областях составляет 2,5 млн. человек, среди которых 60 тыс. детей принадлежат к коренным малочисленным народам Севера, около 70% проживают в труднодоступных тундровых районах.

Для детей Севера остро стоит вопрос получения качественного образования по месту жительства, организации досуга, полноценного оздоровительного летнего отдыха.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных народов в образовании. Отмечается сокращение количества дневных общеобразовательных школ, недостаток педагогических кадров, учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения, книг и учебников на языках коренных народов. Уменьшается сеть культурно-просветительских учреждений, разрушаются традиции, обычаи национальная культура коренных народов.

За последние годы наблюдается резкое снижение занятости коренного населения и, как следствие, их уровня жизни. Многие семьи практически не имеют жилья.

Вместе с тем отмечено, что многие субъекты в арктической и субарктической зоне с развитием рыночных отношений и увеличением доходов от добычи полезных ископаемых нефтегазового сектора промышленности располагают большими финансовыми ресурсами, которые вкладываются в развитие городов, в т.ч. в здравоохранение, образование и культуру. Поэтому в адресной помощи в обеспечении охраны здоровья, получении образования, социальной помощи в наибольшей степени нуждаются дети в сельской местности и в дотационных северных регионах.

Положение детей вынужденных мигрантов

На 1 января 2005 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 68,7 детей из семей вынужденных переселенцев и 188 детей из семей беженцев.

Социальное положение семей вынужденных переселенцев, имеющих детей, остается сложным. Средства, выделяемые из федерального бюджета, в основном направлялись на обеспечения отдыха и оздоровления детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Для обеспечения беспрепятственного доступа к образованию детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в 2003 году Министерством образования Российской Федерации направлено указание в органы управления образованием в субъектах Российской Федерации о приеме в школы детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев на основании записи детей в паспорте родителя и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В течение 2003-2004 годов повысился уровень взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Начиная с 2002 года осуществляется федеральное государственное статистическое наблюдение по основным показателям, характеризующим ситуацию с детской безнадзорностью, выявление и учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел в 2004 году осуществлялась профилактическая работа в отношении 655,5 тыс. подростков-правонарушителей, 498,1 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, подвергнуты мерам административного воздействия, в том числе 5,1 тыс. – за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, 392 тыс. – за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Действующая сеть учреждений органов социальной защиты населения позволила оказать экстренную помощь 144 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

В декабре приняты поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, усилившие наказание за сексуальные посягательства в отношении несовершеннолетних, повысившие с 14 до 16 лет возраст добровольного согласия на половые контакты, а также впервые вводящие уголовную ответственность за использование несовершеннолетних для изготовления порнографической продукции и вовлечение несовершеннолетних в порнографические представления.

В 2004 году зарегистрирован рост подростковой преступности в 53 регионах Российской Федерации, в целом по число несовершеннолетних участников преступных деяний возросло в сравнении с 2002 годом на 8,2%. Всего за отдельные виды преступлений в 2004 году осуждено 97 506 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет.

В основном подростки совершают преступления против собственности (более 70%), против жизни и здоровья (8-10%), а также связанные с незаконным оборотом наркотических средств ( < 4%). Обращает на себя внимание значительное увеличение количества совершенных подростками изнасилований и покушений на изнасилование (на 23,3%), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (на 11,2%), грабежей (на 34,6%). Вызывает обеспокоенность состояние групповой преступности несовершеннолетних, в 2004 году отмечен рост в 65 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с принятыми международными обязательствами по максимально возможному обеспечению прав ребенка и в целях либерализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей в декабре 2003 года внесены существенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации), согласно которым приоритетным в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, признается применение так называемого альтернативного наказания – принудительных мер воспитательного воздействия (предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних).

Суды начали более широко применять такую меру воздействия, как освобождение несовершеннолетних от наказания с помещением в специальное образовательное учреждение закрытого типа в порядке, предусмотренном ч.2 ст.92 Уголовного кодекса Российской Федерации. На конец 2004 года в России функционировало 60 таких учреждений, где проходили реабилитацию и обучались 4772 несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением.

Заключение

В заключительной части доклада ставится задача на федеральном, региональном и муниципальном уровнях продолжить осуществление государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. В приложении дается перечень основных нормативно-правовых актов по вопросам детства, принятых в 2003-2004 годах и 47 таблиц с данными, характеризующими положение детей в Российской Федерации.

© 2007–2015 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Настоящий ресурс может содержать материалы 
Москва
115533 , проспект Андропова, д. 22, эт. 13, оф. 1307
тел./факс +7 495 134 11 74
E-mail: fond@nfpcc.ru
Рейтинг@Mail.ru