На Главную Профилактика социального сиротства в России
Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения
 
На главную Карта сайта Написать письмо RU EN
Искать
Национальный фонд

 
Важное на сайте:

 
Благодарим за поддержку:


 
26.10.06
Вернуться к списку материалов
РФ | Анализ проблемы

Обзор доклада независимого эксперта Паулу Сержиу Пиньейру по вопросу о насилии в отношении детей

Текст доклада (532 кб)

Ответы Российской Федерации на вопросник, разработанный в ходе подготовки доклада (2240 кб)

 

Г.Н. Тростанецкая, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, Президент Ассоциации социальной помощи детям:

О докладе

ООН опубликовала первый доклад о физическом, сексуальном и психологическом насилии над детьми, подготовленный по инициативе генерального секретаря ООН Кофи Аннана профессором Паулу Сержио Пиньейру на основе исследования всех форм насилия в отношении детей, проведенного в течение четырех лет (2002-2005 г.г.) в двадцать одной стране.

В докладе приведен анализ глобальной проблемы насилия, условий, в которых происходит насилие в отношении детей, достигнутый за последние годы прогресс в преодолении этого явления. Большое внимание уделено выводам и рекомендациям. К исследованию прилагается книга с подробной информацией в отношении исследования, выводы и рекомендации, а также переложение доклада для детей.

В программу исследования автор включил проведение региональных, субрегиональных и национальных консультаций, совещаний экспертов, поездок на места, а также рассылку правительствам подробного вопросника, касающегося их подхода к решению вопроса насилия в отношении детей.

Отличительной особенностью доклада стало непосредственное участие в его подготовке детей, которые привлекались ко всем региональным консультациям и имели возможность не только описать насилие, которым они подвергались, но и внести предложения по его прекращению.

В проведенных 9 региональных консультациях приняло участие более 3000 представителей стран Карибского бассейна, Южной Азии, Западной и Центральной Африки, Латинской Америки, Северной Америки, Восточной Азии и региона Тихого океана, Ближнего Востока и Северной Африки, Европы, Центральной Азии, а также Восточной и Южной частей Африки. Подготовке исследования оказали поддержку: Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКПБ), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН), а также различные общественные, религиозные, неправительственные организации (НПО).

Подготовка исследования активизировала национальные дебаты, принятие, соответствующих мер в ряде государств. Совет Европы в апреле 2006 года после принятия обязательств в ходе консультаций в Любляне приступил к осуществлению программы «Преобразование Европы в интересах детей и при их участии», в которой основное внимание уделено вопросам оказания помощи странам в целях прекращения насилия в отношении детей и которая станет механизмом по осуществлению последующих мероприятий по итогам исследования.

О проблеме насилия

По оценкам исследователей насилие существует во всех странах мира и социальных группах, не зависит от уровня доходов и этнического происхождения, приобретает различные формы и часто осуществляется с одобрения закона и государства.

Для всех стран характерным является то, что значительная часть информации о насилии в отношении детей остается сокрытой по многим причинам: страх детей, молчание родителей, социальная приемлемость насилия. Так в 106 странах не запрещается применение телесных наказаний в школах, в 147 странах это не запрещается в альтернативных учреждениях по уходу за детьми и лишь в 16 странах такие наказания запрещаются в семьях. В большинстве регионов не предусмотрено безопасных и надежных путей информирования о случаях насилия, не всегда они регистрируются в полном объеме, особенно это касается учреждений по уходу за детьми и мест лишения свободы.

Данные, полученные в рамках исследования, свидетельствуют о том, что большинство актов насилия, жертвами которых становятся дети, совершаются людьми, являющимися частью их жизни: родителями, одноклассниками, учителями, работодателями, друзьями, родителями.

Масштабы насилия потрясают:

в 2002 году погибло 53 000 детей; от 80 до 98 процентов детей страдают от физического насилия; в 2002 году 150 миллионов девочек и 73 миллиона мальчиков в возрасте до 18 лет вступили в принудительную половую связь или подверглись иным формам полового насилия; в 2004 году 126 миллионов детей находились на опасной работе; 1,2 миллиона стали жертвами торговли людьми; в 2000 году 1,8 миллиона были вовлечены в проституцию и порнографию.

Некоторые группы детей особенно уязвимы по отношению к насилию: дети-инвалиды, ВИЧ-инфицированные, дети этнических меньшинств, беспризорные, вступившие в конфликт с законом, дети-беженцы.

О мерах по предупреждению насилия

Автор доклада на основании представленных правительствами ответов на вопросник отмечает и достигнутый прогресс по предупреждению различных форм насилия в отношении детей: 192 государства ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, многие ратифицировали протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, участия детей в вооруженных конфликтах. На базе этих правовых документов правительства многих стран приняли новые или исправили существующие законы.

В результате принятия Конвенции МОТ №182 были приняты меры по созданию новых механизмов искоренения наихудших форм детского труда. Отмечены успехи в деле запрещения и решения проблемы торговли детьми путем принятия законов по борьбе с этим явлением и укрепления многостороннего сотрудничества между странами происхождения и транзита. Ряд государств разработали национальные планы действий, программы по борьбе с насилием в отношении детей, создали структуры, включая суды по делам несовершеннолетних и семейным делам. Созданы программы для оказания помощи и услуг беспризорным детям, разработаны законы, направленные на запрещение дискриминации в отношении детей, принадлежащих к маргинальным группам, включая детей-инвалидов, детей, инфицированных ВИЧ/СПИДом или пострадавших от этого явления, детей-представителей коренных народов и детей, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

Вместе с тем, эксперт отмечает, что действия по борьбе с насилием в отношении детей носят главным образом законодательный характер, принятые нормативные документы часто направлены на решение прежде всего узких, хотя и важных вопросов, а не на принятие всеобъемлющего подхода к искоренению насилия в отношении детей.

Во многих государствах не учитываются вопросы психологического насилия, восстановления, реинтеграции и возмещения ущерба, а как показывает практика, насилие над детьми не проходит бесследно, на всю жизнь оставляя след в психике человека. В целом от посттравматических стрессовых расстройств страдают до 27% взрослых. По данным исследователей, 6% изнасилованных в детстве людей не могут справиться с продолжительными депрессиями, становятся алкоголиками и наркоманами. Часть выросших жертв сами становятся насильниками.

О рекомендациях

Проведенные аналитические исследования показали, что несмотря на усилия предпринимаемые государствами для борьбы с насилием в отношении детей, предстоит еще многое сделать: основное внимание следует уделить предупреждению насилия, исследованию симптом и последствий насилия, оказанию конкретной помощи потерпевшим. Все слои общества должны включиться в активную борьбу по обеспечению защиты детей от всех форм насилия в отношении детей.

Большое внимание в докладе уделено рекомендациям, ориентированным прежде всего на государственные структуры, а также на другие слои общества, к числу которых относятся профессиональные объединения и союзы, исследовательские институты, работодатели, неправительственные и общественные организации, родители и дети.

На национальном и местном уровне рекомендовано:

сформулировать национальную стратегию, политику или план действий с учетом условий и ресурсов каждой отдельной страны и реалистичными и ограниченными по срокам показателями; в первоочередном порядке отменить смертную казнь для лиц, не достигших 18 лет; запретить все формы насилия в отношении детей в любых условиях; уделять особое внимание предупреждению насилия в отношении детей путем устранения, лежащих в его основе причин; основное внимание уделять экономической и социальной политике для борьбы с нищетой, безработицей, гендерным и иным неравенством; пересмотреть подходы, в рамках которых насилие в отношении детей замалчивается или считается нормальным явлением; побуждать средства массовой информации к пропаганде ценностей, не связанных с насилием; обеспечению всестороннего соблюдения прав ребенка во всех материалах, распространяемых средствами массовой информации; разработать и внедрить для подготовки специалистов и неспециалистов, работающих с детьми или в их интересах кодексы поведения и четкие практические стандарты, предусматривающие запрет или неприятие всех форм насилия; обеспечить доступные и универсальные медицинские и социальные услуги, оказание юридической помощи детям и в соответствующих случаях их семьям при выявлении случаев насилия или получении соответствующей информации; поддерживать и стимулировать развитие детских организаций и детских инициатив по решению проблемы насилия, активно привлекать детей и прислушиваться к их мнению во всех аспектах деятельности по предупреждению, реагированию и контролированию насилия в отношении детей; создать безопасные, конфиденциальные и доступные механизмы для детей, их представителей и других сторон в целях предоставления информации о случаях насилия; обеспечить сбор, анализ и распространение данных в целях выявления уязвимых групп на пути достижения цели предупреждения насилия в отношении детей; государствам следует ратифицировать все соответствующие международные и региональные документы по правам человека, предусматривающие защиту детей.

В докладе изложены конкретные рекомендации для семьи, учебных заведений, учреждений по уходу за детьми и системе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, местам, использующим детский труд, общинам.

В заключение автор доклада акцентировал внимание на основной мысли, что главная ответственность за осуществление рекомендаций лежит на государствах, но большое значение при этом имеет поддержка на всех уровнях организаций гражданского общества.

Каждой стране рекомендуется выработать свою национальную стратегию предотвращения детского насилия, создать институт специальных уполномоченных по правам ребенка, к 2009 году добиться запрета насилия в отношении детей в соответствии с законом.

© 2007–2015 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Настоящий ресурс может содержать материалы 
Москва
115533 , проспект Андропова, д. 22, эт. 13, оф. 1307
тел./факс +7 495 134 11 74
E-mail: fond@nfpcc.ru
Рейтинг@Mail.ru