На Главную Профилактика социального сиротства в России
Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения
 
На главную Карта сайта Написать письмо RU EN
Искать
Национальный фонд

 
Важное на сайте:

 
Благодарим за поддержку:


 
19.10.10
Вернуться к списку

Презентация программы Национального фонда защиты детей от жестокого обращения «Компас для детства»

Источник: Журнал «Социальное обслуживание»; №3 (октябрь 2010)

9 сентября в Москве состоялась  презентация программы «Компас для детства», целью которой является повышение эффективности системы защиты детей и профилактики сиротства в России. Новая четырехлетняя программа «Компас для детства», к реализации которой Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения приступил в 2010 году, осуществляется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), ведущих отечественных и зарубежных организаций.

Читатели нашего журнала уже хорошо знакомы с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. Напомним, что это российская некоммерческая организация, учрежденная в 2004 году ведущими российскими специалистами, которые работают с детьми и семьями из групп медицинского и социального риска. Основное направление деятельности Фонда - защита прав детей черезповышение качества помощи детям и семьям,обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка. Приоритет Фонда - содействие государственным органам в решении задачи сокращения сиротства в России. Фонд осуществляет проекты и оказывает услуги, направленные на оптимизацию системы управления, повышение квалификации специалистов в сфере социальной защиты детства и развитие технологий помощи детям и семьям.
 
В распространенном к презентации пресс-релизе отмечается, что в последние годы защита детей является одним из основных приоритетов политики государства. Острота проблемы практически не снижается –  около 80% из числа детей-сирот стали таковыми при живых родителях. Каждый год в Российской Федерации выявляется более 100 тысяч детей, оставшихся  без попечения родителей.

По данным Минздравсоцразвития России, каждый год 12-13 тысяч матерей оставляют своих детей в роддомах. Озабоченность вызывает и распространенность жестокого обращения в отношении детей. Оставаясь без надзора, тысячи детей становятся жертвами насилия: по сведениям Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, в 2008 году таких детей было 118 тысяч, в 2009 году – 108 тысяч, в первом полугодии нынешнего года – 53 тысячи. В результате преступлений в 2008 году погибли 1,9 тысячи детей, в 2009 году – 1,6 тысячи, в первом полугодии 2010 года – 700 детей. Только в 2008 году родители более 74 000 детей были лишены родительских прав.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачи формирования эффективной системы защиты детства, снижения числа детей-сирот, кардинального совершенствования работы социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.

Для этого требуется усилить экспертно-методическую поддержку региональных органов власти, отвечающих за реализацию государственной политики в интересах детей, повысить уровень квалификации специалистов учреждений, предоставляющих услуги семьям и детям, содействовать разработке региональных программ.

Программа «Компас для детства» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения направлена на повышение эффективности действующих в регионах программ в сфере защиты детства, профилактики социального сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Результатом четырехлетней работы станет разработка на основе лучшего отечественного опыта комплекса программ, необходимых для организации эффективного планирования, реализации, мониторинга и оценки региональной системы по защите прав ребёнка. В нескольких регионах будут созданы условия (финансовые, методические, организационные) для открытия межрегиональных центров передового опыта.
 
В презентации приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, министерств и ведомств, посольств Германии, Франции, Нидерландов, ведущих отечественных и зарубежных организаций в сфере защиты детей.
Презентацию открыла президент Национального фонда М.О. Егорова. В своем вступительном слове она подчеркнула, что в 2010 году Россия отметила 60-летие первого празднования Международного дня защиты детей. Почти 51 год назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. Двадцать лет назад на территории России вступила в силу Конвенция о правах ребенка. Двенадцать лет назад, в 1998 году, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Работа по построению наиболее оптимальных и эффективных механизмов защиты детства продолжается, и стала особенно интенсивной в последние годы. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения принимает активное участие в этой работе.
 
М.О. Егорова выразила благодарность друзьям и партнерам Национального фонда за их участие в презентации. «Полагаем, - отметила она, - что эта Программа знаменует новый этап нашей совместной работы в интересах российских детей по решению новых задач, актуальных в современных условиях».

Далее М.О. Егорова сказала: «В нынешней ситуации, когда накоплен разнообразный и разномасштабный опыт, когда есть поддержка и политическая воля Российской Федерации модернизировать систему защиты детства, есть финансовые ресурсы, одним из решающих факторов становится эффективность реализации государственной политики в интересах детей, которая в ходит в полномочия  субъектов Российской Федерации.
Почему мы приходим к такому выводу?
С одной стороны, сформированы важные предпосылки для развития системы защиты детства. Президент, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации уделяют этим вопросам приоритетное внимание. Поставлены новые государственные задачи: сократить число детей-сирот; принять комплексные меры по противодействию насилию над детьми; кардинально усовершенствовать работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.
Сформированы новые государственные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, появляются уполномоченные в регионах России, создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработано и апробировано значительное количество инновационных услуг для разных категорий детей и семей в трудной жизненной ситуации, позволяющих восстанавливать нормальные условия их жизни. В том числе при активном участии Национального фонда, внедряются новые модели раннего выявления семейного неблагополучия, работы со случаем.
Организации гражданского общества активно сотрудничают с государством в решении проблем семьи и детей. Начали формироваться новые ценностные ориентиры ответственного родительства, ненасильственного воспитания, важности мнения ребенка. Проводится Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, к которой присоединяются все больше известных людей и простых граждан.
С другой стороны, эффективность работы системы во многом зависит от возможности разработать и реализовать комплексные региональные программы, которые бы предусматривали и внедрение услуг для семьи и детей, и улучшение межведомственного взаимодействия, и развитие кадровых ресурсов, и методическое сопровождение, и другие необходимые составляющие.
Мы знаем, что потенциал для формирования таких программ неодинаков в различных территориях, что в частности, подтверждается результатами конкурсов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сохраняется потребность в методической, образовательной, экспертной поддержке. Информация о том, какие услуги и формы работы с семьей и детьми наиболее эффективны, до сих пор не часто используется при разработке региональных программ и определении приоритетов.  Широко не распространены методы социального проектирования, позволяющие более качественно выстроить региональные программы. Не всегда возможно на систематической основе организовать переподготовку кадров.
Национальный фонд все последние годы занимался работой, направленной на повышение качества помощи семьям и детям. Мы шли по пути собственных разработок - создавали, апробировали и внедряли совместно с регионами новые профилактические услуги для семьи и детей, модели организации межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, мы изучали и публиковали лучший российский и зарубежный опыт, при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России проводили исследования и конкурсы инновационных моделей семейного устройства и профилактики сиротства, организовывали конференции, на которых специалисты обсуждали и обменивались методическим багажом.
Теперь Программа «Компас для детства» предоставит нам уникальную возможность проанализировать и обобщить лучший опыт в форме, удобной для его практического использования.
Программа направлена на укрепление потенциала системы защиты детства через решение ряда задач:
• разработку инструментов планирования, бюджетирования, реализации и мониторинга региональных программ в сфере защиты детства.
Комплекс инструментов, который будет создан, может быть использован для повышения результативности и эффективности региональных программ и других механизмов, регулирующих реализацию социальной политики в интересах детей.  Разработка такого инструментария – ключевая задача проекта.
Вместе с тем, недостаточно ограничиться только разработкой, необходимо предусмотреть механизмы освоения и внедрения инструментария. В связи с этим выделяется вторая задача программы:
• создание межрегиональных центров передового опыта.
Межрегиональные центры смогут выполнять функции трансляции разработанного инструментария, современных моделей и технологий, осуществлять повышение квалификации специалистов, их методического сопровождения, что обеспечит повышение качества услуг для семьи и детей.
Как показала практика последних лет, внедрение современных инструментов регионального планирования требует вовлечения широкого круга специалистов, разделяющих общие ценности и подходы к деятельности в сфере защиты детства и имеющих доступ к объективной информации и доказательному знанию. В связи с этим, в рамках программы важно предпринимать действия по распространению информации и формированию профессионального сообщества. Отсюда вытекает 3-я задача Программы:
• распространение и институционализация результатов.
Широкое вовлечение представителей профессионального сообщества в разработку, обсуждение и распространение инструментария, его продвижение и нормативное закрепление позволит обеспечить больший масштаб позитивный изменений в результате реализации программы.
Таким образом, основным итогом Программы станет инструментарий регионального планирования и реализации программ, который, как мы надеемся, будет востребован и станет реальным, практичным и эффективным инструментом совершенствования СЗД.
Такого результата нельзя достичь вне партнерства и взаимодействия с федеральными и региональными государственными органами, научным сообществом, практиками. Поэтому партнерство – ключевое условие эффективности Программы».

Далее М.О. Егорова высказала особую благодарность партнерам, уже поддержавшим Национальный фонд на этапе разработки Программы и выразила надежду на то, что их круг расширится в ходе ее выполнения. Первым был назван Центр фискальной политики, который станет одним из основных партнеров Национального фонда по Программе «Компас для детства» и будет участвовать:
- в оценке потребностей в социальных услугах;
- в разработке Инструментария такой оценки;
- в оценке социо-экономической эффективности социальных программ;
- в мониторинге внедрения программ социальной защиты детства в регионах;
- в проработке основных финансовых вопросов  и экономических аспектов проекта.
Другими партнерами  Национального фонда по реализации программы выступят:
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Межрегиональная ассоциация работников социальных служб (АРСС);
Агентство социальной информации (АСИ);
Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит»;
Институт здоровья семьи;
Агентство США по международному развитию;
ДетскийФондООН (ЮНИСЕФ);
Международная ассоциация детских телефонов доверия;
Институт человеческих ресурсов (США);
Американская лига помощи детям;
Университетская исследовательская компания.

Выступающая высказала особую признательность Агентству США по международному развитию, многие годы поддерживающему системную работу в сфере защиты детства в Российской Федерации. Уже более 15 лет оно помогает в реализации крупных проектов по защите детства, выступая донором для российских организаций и сотрудничая с федеральными и региональными администрациями. Сотрудничество с АМР США играет  большую роль в контексте развивающегося международного взаимодействия по различным социальным и гуманитарным проблемам, в т.ч. в рамках рабочей группы по гражданскому обществу Двусторонней Президентской комиссии Медведев-Обама.
 
Затем выступили сотрудники Национального фонда защиты детей от жестоко обращения, представившие основные направления Программы.

Первое направление Программы: «Разработка инструментария для регионального планирования», представил М.А. Костенко. Он отметил, что будут сформированы экспертные группы для анализа лучших практик и разработки руководств по оказанию услуг для семьи и детей, а также для разработки административных процедур и нормативно-методической документации. В состав экспертных групп войдут  специалисты Центра фискальной политики, которые обеспечат расчет нормативной стоимости услуг, анализ их бюджетной и экономической эффективности и создание методики прогнозирования объема инвестиций, необходимых для внедрения услуг.
 
Для изучения и отбора лучших практик, разработки руководств и образовательных программ эксперты проанализируют значительный объем материалов. Будут, в том числе, использоваться данные, полученные в рамках исследования, проведенного по заказу Минздравсоцразвития России «Ситуация в сфере профилактики и социального сиротства – модели и технологии работы с семьей (26 регионов), двух Всероссийских конкурсов лучших инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проведенных по заказу Минобрнауки России (58 регионов) и Всероссийского конкурса лучшего регионального опыта по профилактике социального сиротства, проведенного по заказу Минобрнауки России (42 региона), материалы ЮНИСЕФ, опорно-экспериментальных учреждений Минздравсоцразвития России и другие материалы. Будут также проанализированы авторские программы и методические разработки известных российских практиков.

В целях анализа отобранных лучших практик эксперты совершат исследовательские визиты ив 30 регионов. В ходе визитов специалисты, имеющие практический опыт оказания услуг, и эксперты совместно осуществят методическое описание передового опыта. Методические разработки будут дополнены с учетом опыта различных регионов.

Далее выступающий подробно остановился на вопросах разработки компонентов инструментария.

На основе экспертизы материалов и анализа передового  регионального опыта Национальный фонд разработает 5 компонентов инструментария регионального планирования.

Для пакета рекомендуемых услуг  будут разработаны регламенты и протоколы предоставления услуг; методические материалы по их оказанию; инструменты оценки ситуации клиента: инструменты планирования контроля качества, инструменты мониторинга ситуации клиента в процессе получения услуг и оценки после получения услуг; нормативная и правовая документация по применению услуг, отвечающая требованиям регулирующих органов (штатное расписание, описание обязанностей, типовые административные приказы и т.д.).

Образовательные программы для специалистов  будут включать в себя различные формы обучения и контроля качества, в том числе тренинги региональных/муниципальных команд, а также супервизии.  Учебный компонент будет разработан в виде набора учебных программ и сопроводительных материалов для тренеров.

Для инструментов оценки региональных потребностей будет разработана модель оценки потребностей для анализа ситуации в регионе, в том числе формы и процедуры сбора и анализа статистических данных, их интерпретации. Модель будет направлена на выявление числа клиентов и в клиентских группах, определение уровня потребностей в услугах, анализ имеющихся ресурсов региональной системы защиты детства и эффективности их использования и прогнозирования объема инвестиций, необходимых для  выполнения региональных программ.

Инструментарий мониторинга эффективности региональных программ будет являться частью подробно описанной процедуры мониторинга, включающей в себя формы для количественной и качественной оценки.

Модули региональных программ будут представлены в виде типовых разделов региональных программ, каждый из которых будет сопровождаться списком мер для создания или совершенствования системы предоставления услуг разным категориям детей и семей. Модули  будут содержать формулы для расчета необходимого объема ресурсов. Эти модули могут быть использованы  непосредственно для повышения эффективности подготовки соответствующих разделов региональных программ.

Все компоненты инструментария  пройдут апробацию в российских регионах, включая  регионы, в которых будут созданы межрегиональные центры передового опыта. Центрами будут предоставлены гранты на   апробацию руководств по организации, оказанию и мониторингу качества услуг.

Проекты разработанных методических  материалов, консультантами по разработке которых выступят, помимо российских специалистов, международные эксперты из Института социальных служб штата Огайо, Лиги защиты детства США и других организаций, планируется направить на экспертизу в профильные министерства и ведомства, в ЮНИСЕФ и в Ассоциацию уполномоченных по правам ребенка.

После одобрения полного комплекта инструментов регионального планирования Консультативным советом Программы, Национальный фонд будет вести работу по его распространению в регионах. На этой стадии, по мере необходимости, будет осуществляться адаптация инструментов к региональному законодательству, и вноситься необходимые дополнения.

Л.Г. Сковоронская представила второе направление Программы: «Создание и укрепление межрегиональных центров передового опыта».

Было отмечено, что это направление предполагает создание межрегиональных центров передового опыта, которые по существу будут центрами апробации пакета инструментов регионального планирования, представленного в первом направлении, а также центрами по обучению методам его применения.

Что понимается под центрами передового опыта?
Это службы, в которых будут внедрены и соответственно должны оказываться пакеты профилактических услуг семьям и детям.

Центр будет являться межрегиональной площадкой для своего федерального округа по инновационным услугам в области защиты детства, и  специалисты из других регионов смогут приехать и наглядно увидеть, как идет работа по новым технологиям, а затем   пригласить сотрудников центра для организации обучения персонала в свои регионы. Образовательная деятельность Центра должна включать в себя семинары, тренинги, образовательные программы по широкому спектру услуг и передовых технологий.
 
Таким образом, каждый такой Центр по существу будет и образовательным, и методическим. Помимо обучения специалистов, Центр передового опыта будет оказывать профессиональную поддержку специалистам и управленцам, работающим в сфере защиты детства своего федерального округ, в форме супервизий и внедрения новых форм контроля качества.

Еще одна важная роль Центра – его специалисты станут ресурсом для своего региона и соседних территорий в проектировании изменений в региональной работе в области защиты детства. При этом социальное проектирование предполагается как деятельность по планированию и проектированию изменений и внедрению услуг необходимых для построения современной системы защиты детства.
 
Для реализации этого замысла в каждом из трех регионов на базе региональных учреждений будут созданы центры лучших практик, а также по две стажировочные площадки в партнерских организациях.

Таким образом, каждый Центр сможет работать не только для своего региона, но и для других регионов. За 4 года реализации программы центры, помимо оказания услуг семьям и детям своего региона, смогут передать нужные технологии в два соседних региона.
 
Деятельность по формированию и развитию центров включает 3 основных этапа:  отбор регионов, создание центров и трансляция опыта.

Первый этап предусматривает выбор регионов, который будет осуществляться по многофакторным критериям.

Важным критерием является опыт участия региона в конкурсах Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поскольку, таким образом, регион уже имеет положительный опыт реализации программ в области защиты детства и созданы организационные условия для инновационной деятельности.

Следующим важным критерием является поддержка со стороны администрации региона, которая подтверждает намерения создавать и развивать Центр в течение 4-х лет в рамках Программы, а затем привлекать  региональные средства и поддерживать ее на бюджетной основе.
Второй этап – собственно создание и укрепление центров.

За первый год Национальный фонд обучит специалистов из регионов, а в последствие предполагается внедрить на базе центров образовательные программы, имеющие практико-ориентированный подход и адаптированные к городскому и сельскому варианту оказания услуг. Во второй год обученные команды начнут распространять услуги в своем регионе, а на третий и четвертый годы будут транслировать наработанный опыт в соседние территории.

Национальный фонд будет осуществлять сопровождение всех перечисленных процессов посредством очного и дистанционного обучения, видеоконференций, супервизии и консультаций. Укрепление методического потенциала центров будет осуществляться с привлечением лучших российских и зарубежных тренеров и методистов, имеющих большой опыт работы в профилактике социального сиротства и в семейном жизнеустройстве.  Материально и финансово центры и организации-партнеры будут поддержаны путем выделения грантов.

На этапе трансляции передового опыта значимым будет внедрение всего пакета инновационных услуг по защите детства, которой будет разработан в рамках первого направления Программы.  В одних регионах он будет внедрен целиком, в других частично в зависимости от имеющихся ресурсов; всего же планируется внедрить компоненты инструментария, разработанных в процессе реализации Программы, в 9-ти регионах.

Таким образом, в регионахвозникнут ресурсные центры, которые смогут:
• предоставлять специалистов (проектировщиков) для разработки изменений региональной деятельности;
• предоставлять тренеров для трансляции услуг;
• осуществлять контроль качества оказываемых услуг семьям и детям  в соответствии с их потребностями.
     Это позволит выполнить две задачи:
• распространить инструментарий для совершенствования системы и повышения доступности необходимых услуг для семей и детей;
• создать условия для региональных администраций по повышению эффективности деятельности в сфере защиты детства.

Третье направление Программы: «Повышение информированности о лучших моделях и практиках в сфере защиты детства через распространение разработанного инструментария», осветил в своем выступлении А.М. Спивак.

В сети Интернет предполагается осуществить публикацию и размещение инструментария регионального планирования по мере их разработки, что позволит информировать широкий круг специалистов о процессе и предварительных результатах создания пакета материалов и вовлечь их в этот процесс. Все компоненты инструментария на каждой стадии разработки будут представлены на сайте Национального фонда «Профилактика социального сиротства в России» (www.sirotstvo.ru).

Кроме того, планируется выпуск и распространение специализированных тематических номеров журналов и бюллетеней.
 
Будет проведена информационная кампания в поддержку пакета инструментов регионального планирования.   Представители региональных СМИ, местных НКО, предоставляющих услуги семьям и детям, и заинтересованные специалисты станут целевой аудиторией информационной кампании.
Масштабность и значимость инструментария регионального планирования требуют его детального представления и широкого профессионального обсуждения. Учитывая эту потребность, в рамках Программы будут проведены две Всероссийские конференции. Круглые столы  и секционные заседания конференций будут посвящены обсуждению отдельных компонентов инструментария.                                                       
В целях методического оформления и нормативного закрепления инструментария Национальный фонд подготовит на его основе проекты методических рекомендаций по разработке региональных программ в сфере защиты детства и представит их на рассмотрение Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России. Будут также подготовлены, в партнерстве со всеми участвующими в проекте организациями, предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере защиты детства.

В ходе  реализации проекта под эгидой Национального фонда предполагается создать Ассоциацию тренеров и преподавателей в сфере защиты детства, которая будет способствовать распространению пакета инструментов регионального планирования, новых образовательных программ, информации о межрегиональных центрах и опыте регионов, использующих компоненты инструментария.
 
Далее выступил советник Национального фонда С.П. Борзов, который представил широкий контекст реализации Программы «Компас для детства». Он подчеркнул, что этот контекст связан с местом и ролью системы защиты детства в строительстве демократического государства и гражданского общества.
 
Было отмечено, что развитие системы защиты детей, как менее защищенных, уязвимых членов общества, не только выполняет важную социальную задачу, но и формирует в обществе определенную систему демократических ценностей, характерных для развитого гражданского общества. Таким образом, формируется правовая культура, связанная с уважением и защитой интересов нуждающихся в этом граждан.
 
Именно это было предметом обсуждения группы по защите детства в рамках Американо-российского саммита, который состоялся в период заседания Комиссии Медведев-Абама (сопредседателем группы с российской стороны была М.О.Егорова). Группа согласилась в том, что формирование в обществе ценностных установок недопустимости жестокого обращения по отношению к детям – один из ключевых факторов развития системы защиты детства и в целом гражданского общества.

Характерно, что развитие деятельности по защите прав детей является актуальной задачей и для России и для США, также, как и для многих стран. В любой стране есть свои национальные задачи по защите детей, ищутся эффективные модели и механизмы их реализации. В этой ситуации обмен мнениями между профессионалами разных стран очень плодотворен, и в целом способствует формированию в каждой стране более зрелого гражданского общества.

Таким образом, подчеркнул С.П. Борзов, следует рассматривать «Компас для детства», как программу, которая призвана внести существенный вклад в международный диалог по поиску эффективных механизмов защиты детства.

Затем слово было предоставлено гостям, принявшим участие в  презентации Программы.

В своем выступлении В.Л. Кабанов – начальник отдела Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России, дал высокую оценку Национальному фонду, который уже много лет является надежным партнером Департамента, реализованным им программам и проектам:  «Всегда это были новые практики, новые знания, большая поддержка и помощь для и региональных органов исполнительной власти, и для нас, Министерства образования и науки России… Проект, который представлен нашему вниманию, трудно переоценить, он очень важен и актуален. Сегодня, в условиях всего того, что происходит в сфере детства, важно найти компас, важно найти ориентиры, важно по известным целям и задачам найти единственно правильный путь.
Все помнят, что в Федеральном законе «Об  основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» есть такое понятие, как «социальная инфраструктура детства». Она  сегодня настолько разнопланова, разнохарактерна, межведомственна, настолько многообразна, что действительно требуются ориентиры, провожатые, нужен компас. Мы видим, что в рамках Программы будет решено множество задач. И мы надеемся со своей стороны получить новые знания и практики по ее результатам».

Председатель Правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, М.В. Гордеева отметила, что во многих регионах  подход к планированию, оценке своих ресурсов, постановке задач, оценке ожидаемых результатов, не соответствует сегодняшним требованиям. Поэтому, по мнению М.В. Гордеевой, реализация Программы позволит получить в руки управленцам хороший инструментарий для развития своей собственной деятельности. Важное значение имеет и распространение лучших практик.
 
Программа «Компас для детства» - убедительное доказательство того, что некоммерческие организации уже не действуют сами по себе, а пытаются консолидировать свои ресурсы, и финансовые, и организационные, для решения  общей задачи. Это очень хороший и новый этап в их деятельности.  М.В. Гордеева выразила убеждение, что партнерами по Программе будут не только государственные структуры, но и широкий круг некоммерческих организаций, как на федеральном уровне, так и на региональном. Это позволит объединить все имеющиеся возможности и достичь позитивных результатов.

С интересом было выслушано выступление Е.И. Андреевой – заместителя директора Центра фискальной политики. «Мы видим свою задачу в том, - сказала она, -  чтобы обеспечить финансово-экономическое сопровождение тех наработок, которые будут созданы в рамках проекта: обсчет нормативной стоимости услуг, оценка потребностей в услугах, расчет финансового обеспечения, государственного задания на производство инновационных услуг. Все задачи, которые мы собираемся решать в рамках этого проекта, позволят сделать наработки, которые будут сделаны в рамках этого проекта, понятными для экономистов, финансистов, тех лиц, от которых в конечном итоге зависит распределение бюджетных средств. Не правда, что финансисты и работники социальной сферы – это как бы «существа с разных планет». Душа у них болит об одном и том же, просто говорят они на разных языках. И нужен переводчик. И мы надеемся, что справимся с этой функцией, и научим регионы излагать свои доводы так, что бы они были понятны, и строить свои программы социальной защиты детства так, что бы они были понятны и экономистам, и финансистам.
 
Мне кажется, что значение Программы «Компас для детства» выходит далеко за рамки проблематики защиты детства. Этот проект идеально вписывается в контекст бюджетных реформ, которые в настоящее время осуществляет Правительство России: бюдежтирование по результатам, программно-целевое бюдежтирование…  Многие подходы, инновации, которые предполагают создатели разработать в рамках Программы «Компас для детства», будут уже базироваться на платформе регионального опыта, который путь не комплексный, предварительный, был накоплен. Сейчас настало время  обобщить этот опыт: обобщить опыт регионов, по применению новых методов планирования, бюджетирования, укрепить этот опыт лучшими образцами зарубежной практики, и создать такую методику планирования, бюджетирования, которая обобщала бы как лучший российский опыт, так и образцы зарубежного опыта. 
Если в рамках проекта «Компас для детства» удастся выполнить все задуманное, то будет создана методологическая основа для применения новых методов бюджетирования для всех отраслей социальной сферы. Правильно, что  полигоном для комплексной разработки этих методов выбрана именно сфера защиты детства, та сфера, которая никого не оставляет равнодушным».

В ходе презентации перед ее участниками выступили и другие приглашенные: Бертран Бейнвель - представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, Чарльз Норт – директор представительства Агентства США по международному развитию в России, Г.Ф. Григорьева – уполномоченная по правам ребенка в Республике Карелия.
 
В частности, Ч. Норт отметил, что Агентство США по международному развитию, и российское представительство АМР США с 1999 года поддерживает ряд детских проектов в России, отражающих приоритеты российского Правительства в сфере социальной защиты детства. Работая в тесном сотрудничестве с российскими экспертами и российским правительством на всех уровнях, Агентство поддержало развитие важных инициатив и инновационных услуг в сфере профилактики сиротства и развития семейных форм жизнеустройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Было обслужено более 50 000 детей и более 200 грантов было предоставлено различным организациям в сфере социальной защиты детства, в том числе социальным центрам, школам, некоммерческим организациям. В пилотных регионах количество детей, помещаемых в российские замещающие семьи, выросло до 120%. А количество детей, которые не попали в интернатные учреждения, выросло на 46%.
 
«Мы очень надеемся, - сказал Ч. Норт, - что Программа действительно разработает важный инструментарий, который будет использован российскими регионами для укрепления, усовершенствования услуг по профилактике социального сиротства, и по развитию форм семейного жизнеустройства… Мы знаем, что сохранение ребенка для семьи, помощь в нахождении ребенком дома в российской семье – это один из национальных приоритетов российского Правительства на всех уровнях. Но мы понимаем, что это трудная задача, и она не может быть решена за один день. Однако мы верим в будущее, мы оптимисты. Наш оптимизм основан на том, что все больше и больше общество вовлекается в решение этой трудной задачи. Спасибо всем за энтузиазм, за вашу энергию, приверженность делу служения детям».
 
Далее состоялась пресс-конференция, в ходе которой руководители  Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и другие участники презентации ответили на вопросы журналистов.

© 2007–2015 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Настоящий ресурс может содержать материалы 
Москва
115533 , проспект Андропова, д. 22, эт. 13, оф. 1307
тел./факс +7 495 134 11 74
E-mail: fond@nfpcc.ru
Рейтинг@Mail.ru