На Главную Профилактика социального сиротства в России
Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения
 
На главную Карта сайта Написать письмо RU EN
Искать
Национальный фонд

 
Важное на сайте:

 
Благодарим за поддержку:


 
14.11.10
Вернуться к списку

Программа «Компас для детства»: новый этап работы в интересах российских детей

Источник: Журнал «Вопросы социального обеспечения»; № 21 (15 ноября 2010)

Во всем мире ведется работа по построению наиболее оптимальных и эффективных механизмов защиты детства. Особенно интенсивной она в последние годы, и Россия – не исключение в этом процессе. 60 лет назад был впервые отпразднован Международный день защиты детей. Почти 51 год назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, где было сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». 20 лет назад на территории России вступила в силу Конвенция о правах ребенка, которая развивает эти принципы. И, наконец, 12 лет назад, в 1998 году, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения принимает активное участие в этих процессах. Я еще раз хотела бы выразить благодарность друзьям и партнерам Фонда за то, что вы продолжаете работу вместе с нами, когда мы объявляем о начале новой четырехлетней Программе «Компас для детства». Она знаменует новый этап нашей совместной работы в интересах российских детей и решение новых задач, актуальных в современных условиях.

В нынешней ситуации накоплен разнообразный и разномасштабный опыт в решении этих проблем, есть поддержка и политическая воля властей Российской Федерации модернизировать систему защиты детства, наконец есть финансовые ресурсы.  Поэтому одним из решающих факторов становится эффективность реализации государственной политики в интересах детей, которая входит в полномочия субъектов Российской Федерации.

Почему мы приходим к такому выводу? Потому что, с одной стороны, сформированы важные предпосылки для развития системы защиты детства. Президент, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ уделяют этим вопросам приоритетное внимание. Ими поставлены новые государственные задачи: сократить число детей-сирот; принять комплексные меры по противодействию насилию над детьми; кардинально усовершенствовать работу социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.

Во-вторых, сформированы новые государственные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, появляются уполномоченные в регионах России, создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработано и апробировано значительное количество инновационных услуг для разных категорий детей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС) и социально опасном положении (СОП), позволяющих восстанавливать нормальные условия их жизни. Внедряются новые модели раннего выявления семейного неблагополучия, работы со случаем, в том числе при активном участии Национального фонда.

В-третьих, российские организации гражданского общества продолжают активно сотрудничать с государством в решении проблем семьи и детей. Мы видим, что в обществе начали формироваться новые ценностные ориентиры ответственного родительства, ненасильственного воспитания, важности мнения ребенка. Проводится Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, к которой присоединяются все больше известных людей и простых граждан нашей страны.

Однако, с другой стороны, эффективность работы системы защиты детства во многом зависит от координации – от возможности разработать и реализовать комплексные региональные программы, которые бы предусматривали и внедрение услуг для семьи и детей, и улучшение межведомственного взаимодействия, и развитие кадровых ресурсов, и методическое сопровождение, и другие необходимые составляющие.

Мы знаем, что потенциал для формирования таких программ неодинаков в различных регионах Российской Федерации. Это, в частности, подтверждается результатами конкурсов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сохраняется потребность региональных специалистов в методической, образовательной, экспертной поддержке. До сих пор при разработке региональных программ и определении приоритетов не часто используется информация о том, какие услуги и формы работы с семьей и детьми наиболее эффективны. До сих пор недостаточно широко распространены методы социального проектирования, позволяющие более качественно выстроить региональные программы. Не всегда возможно на систематической основе организовать переподготовку кадров.

Национальный фонд все последние годы занимался работой, направленной на повышение качества помощи семьям и детям. Мы изучили лучший российский и зарубежный опыт. Мы шли по пути собственных разработок - создавали, апробировали и внедряли совместно с регионами новые профилактические услуги для семьи и детей, модели организации межведомственного взаимодействия. При поддержке Администрации Президента РФ, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Минобрнауки РФ, Минздравсоцразвития РФ мы проводили исследования и конкурсы инновационных моделей семейного устройства и профилактики сиротства, организовывали конференции, на которых специалисты обсуждали и обменивались методическим багажом.

Теперь Программа «Компас для детства» предоставит нам уникальную возможность проанализировать и обобщить лучший опыт в этой области в форме, удобной для его практического использования.

Программа направлена на укрепление потенциала системы защиты детства через решение ряда задач: разработку инструментов планирования, бюджетирования, реализации и мониторинга региональных программ в сфере защиты детства. Комплекс инструментов, который будет создан, может быть использован для повышения результативности и эффективности  региональных программ и других механизмов, регулирующих реализацию социальной политики в интересах детей.  Разработка такого инструментария – ключевая задача проекта.

Вместе с тем, недостаточно ограничиться только разработкой. Необходимо предусмотреть механизмы освоения и внедрения инструментария помощи детям. В связи с этим выделяется вторая задача программы: создание межрегиональных центров передового опыта.

Такие межрегиональные центры смогут выполнять функции трансляции разработанного инструментария, современных моделей и технологий. С их помощью возможно повышать квалификацию специалистов, вести их методическое сопровождения. А это, в свою очередь, обеспечит повышение качества услуг для семьи и детей.

Как показала практика последних лет, внедрение современных инструментов регионального планирования требует вовлечения широкого круга специалистов, разделяющих общие ценности и подходы к деятельности в сфере защиты детства и имеющих доступ к объективной информации и доказательному знанию. В связи с этим, в рамках программы важно предпринимать действия по распространению информации и формированию профессионального сообщества. Отсюда вытекает третья задача Программы: распространение и институционализация результатов.

Мы еще раз подчеркиваем, что необходимо широкое вовлечение представителей профессионального сообщества в разработку, обсуждение и распространение инструментария помощи детям. Только его продвижение и нормативное закрепление позволит обеспечить больший масштаб позитивный изменений в результате реализации программы.

Таким образом, основным итогом Программы станет инструментарий регионального планирования и реализации программ, который, как мы надеемся, будет востребован и станет реальным, практичным и эффективным инструментом совершенствования системы защиты детства.

Такого результата нельзя достичь вне партнерства и взаимодействия с федеральными и региональными государственными органами, научным сообществом, практиками. Поэтому партнерство – ключевое условие эффективности Программы.

Разрешите высказать особую благодарность партнерам, уже поддержавшим Национальный фонд на этапе разработки Программы, и выразить надежду на то, что их круг расширится в процессе ее реализации. И первым мне хотелось бы назвать Центр фискальной политики (ЦФП), который станет одним из основных партнеров НФ по Программе «Компас для детства». Наше сотрудничество началось еще в 2006 году и продолжается до сих пор. ЦФП будет участвовать в оценке потребностей, разработке инструментария, оценке социоэкономической эффективности социальных программ, мониторинге внедрения программ социальной защиты детства в регионах, проработке основных финансовых вопросов и экономических аспектов проекта.

Особую нашу признательность мы выражаем Агентству США по международному развитию, многие годы поддерживающему системную работу в сфере защиты детства в Российской Федерации. Сотрудничество с АМР США играет для нас большую роль в контексте развивающегося международного взаимодействия по различным социальным и гуманитарным проблемам, в т.ч. в рамках рабочей группы по гражданскому обществу Двусторонней Президентской комиссии Медведев-Обама. Агентство США по международному развитию уже более 15 лет поддерживает крупные проекты по защите детства, выступая донором для российских организаций и сотрудничая с федеральными и региональными администрациями.

Среди других партнеров Программы: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Межрегиональная ассоциация работников социальных служб (АРСС), Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит», Национальный общественный комитет «Российская семья», Институт здоровья семьи, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная ассоциация детских телефонов доверия, Институт человеческих ресурсов, Американская лига помощи детям, Университетская исследовательская компания.

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения благодарит всех, выразивших нам поддержку и оказавших содействие при разработке Программы. Уверена, что «Компас для детства» станет существенным ресурсом для всех, кто вовлечен в развитие российской системы защиты детства.
М. Егорова,
президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

Мнения экспертов и отзывы о проекте

Надежда Васильевна Герасимова, Заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
…Применение и распространение передового опыта, заложенного в программе «Компас для детства» – это надежда маленьких членов нашего общества на защиту прав от насилия и жестокости взрослых.

Гордеева Марина Владимировна, Председатель Правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
… Слушая презентацию, все мы отмечали грандиозность поставленных задач, амбициозность проекта, его своевременность, продуманность этапа работы. Для нашего Фонда подобный проект является очень большим подспорьем. В настоящее время мы участвуем в реализации более 100 программ в 56 субъектах РФ... Поэтому полагаем, что реализация проекта позволит получить в руки управленцам хороший инструментарий для развития своей собственной деятельности.
Второй значимый компонент программы – распространение лучших практик. Мы также видим проработанность этого аспекта. И еще стоит отметить важную вещь: мы часто слышим в прессе, что с детством вообще происходит кошмар, и вообще неизвестно кто чем занимается и куда идет, и о проблемах в этой области надо об этом говорить более конкретно и предметно. Но надо понимать, что недостаточно просто скандировать, что ничего нет: необходимо предпринимать конкретные шаги и усилия в совместной работе.
Еще одним важным моментом проекта: является доказательство того, что некоммерческие организации уже не действуют сами по себе. Мы видим, что они пытаются консолидировать свои ресурсы - и финансовые, и организационные, и нацелить их на общую задачу. Это очень хороший и новый этап в деятельности системы защиты детства. Я думаю, что партнерами Национального фонда защиты детей от жестокого обращения будут не только государственные структуры, но более широкий круг некоммерческих организаций, как на федеральном уровне, так и на региональном. Он позволит все наши скромные возможности объединить воедино, и достичь позитивных результатов в очень болезненной теме - теме сиротства.

Бейнвель Бертран, представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ:
… По нашему мнению, в сфере защиты детей в РФ достигнуты хорошие результаты, но есть и проблемы. Самый острый вопрос, самая важная задача – это защита детей, поддержка социальной безопасности для всех детей РФ. Одна из самых важных проблем – то, что не хватает координации, общего видения, которая бы позволила быть эффективными в этой области. В этой связи я очень рад, что ЮНИСЕФ – один из партнеров такой важной работы, заложенной в программе «Компас для детства». И мы будем рады работать с вами над программой и перенимать ценный опыт…

Андреева Елена Игоревна, Заместитель директора Центра фискальной политики:
…Специалисты Центра фискальной политики считают, что нам очень повезло участвовать в программе «Компас для детства» вместе с Фондом защиты детей от жестокого обращения. Зная высочайший профессионализм специалистов Фонда, мы уверены, что те наработки, которые будут созданы в рамках этой программы, позволят существенно повысить уровень системы защиты детства в регионах.
Мы видим свою задачу в том, чтобы обеспечить финансово-экономическое сопровождение тех наработок, которые будут созданы в рамках программы: обсчет нормативной стоимости услуг, оценку потребностей в услугах, расчет финансового обеспечения, государственного задания на производство инновационных услуг. Задачи, которые мы собираемся решать в рамках этой программы, позволят сделать наработки понятными для экономистов, финансистов, - всех тех лиц, от которых в конечном итоге зависит распределение бюджетных средств.
Я хочу подчеркнуть, что неверно, что финансисты и социальщики – это «представители» разных планет. Душа у них болит об одном и том же, просто говорят они на разных языках. И часто этим двум сторонам нужен «переводчик». И мы надеемся, что справимся с этой функцией: научим регионы излагать свои доводы и строить свои программы социальной защиты детства так, чтобы они стали понятны и экономистам, и финансистам.
Мне кажется, что значение программы «Компас для детства» выходит далеко за рамки проблематики защиты детства. Этот проект идеально вписывается в контекст бюджетных реформ, которые в настоящее время осуществляет Правительство России: бюджетирование по результатам, программно-целевое бюдежтирование. Все эти наработки были отчасти уже апробированы в регионах в рамках проекта «Реформа региональных финансов», которая в свое время была инициирована Министерством финансов РФ. Многие вещи, многие инновации, которые предполагают создатели разработать в рамках программы «Компас для детства», будут уже базироваться на платформе регионального опыта, который был накоплен, пусть даже этот опыт не комплексный, а предварительный. И я особенно хочу подчеркнуть, что сейчас настало время обобщить опыт регионов по применению новых методов планирования, бюджетирования, укрепить его лучшими образцами зарубежной практики, и создать такую методику планирования, бюджетирования, которая обобщала бы как лучший российский опыт, так и образцы зарубежного опыта.
Я считаю, что если в рамках проекта «Компас для детства» удастся выполнить все задуманное, то будет создана методологическая основа для применения новых методов бюджетирования для всех отраслей социальной сферы. Здорово и правильно, что таким полигоном для комплексной разработки этих методов выбрана именно сфера защиты детства, - та сфера, которая никого не оставляет равнодушным. И мы с партнерами сделаем все от нас зависящее для того, что бы программа «Компас для детства» была успешно реализована.

Норт Чарльз, директор представительства Агентства США по международному развитию в России:
… Проект, который был представлен – важный шаг в решении задач сохранения семьи для ребенка, задач предотвращения социального сиротства. Агентство США по международному развитию, и российское представительство АМР США поддерживает приоритеты российского Правительства в сфере социальной защиты детства и ряд конкретных детских проектов с 1999 года. И мы гордимся тем, что смогли поддержать ряд проектов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Мы знаем, что сохранение ребенка для семьи, или помощь в нахождении ребенком дома в российской семье – это один из национальных приоритетов российского Правительства на всех уровнях. Мы понимаем, что это трудная задача, и она не может быть решена за один день. Но мы оптимисты и верим в будущее. Наш оптимизм основан на том, что все больше и больше общество вовлекается в решение этой трудной задачи. Спасибо всем за энтузиазм, за вашу энергию, приверженность делу служения детям. Я хотел бы сказать спасибо Национальному фонду защиты детей от жестокого обращения, поздравить их с началом новой программы, пожелать успехов.

Григорьева Галина Федоровна, Уполномоченный по правам ребенка Республики Карелия:
Республика Карелия участвовала в российско-финском проекте «Партнерство на благо детей». Еще задолго до административной реформы Республика Карелия начала развивать муниципальную ответственность за защиту детей. Вышла целая серия книг об опыте муниципалитетов, о совместной работе, о взаимодействии специалистов на благо детей в наших муниципальных территориях. Это послужило основой для того, что бы Республика Карелия стала участвовать в очень интересном конкурсе, проводимом Национальным фондом от жестокого обращения по жизнеустройству и жизнеобеспечению детей, которые представили Фонду модели на уровне института, учреждений, муниципалитета, и на уровне региона. Мы надеемся, что координация должна усилить защиту детей на муниципальном уровне.
Безусловно этот очень продуманный и эффективный проект будет иметь некоторые риски. Прежде всего, потому, что у нас нет системного закона о защите детей в РФ, который бы прописывал именно понятие о профилактике сиротства, необходимость профилактических услуг. Финансирование, подготовка кадров, специалистов по профилактике, стандартизация услуг также могут столкнуться с проблемой, потому что они сегодня также еще не прописаны в законодательстве. Но проект, о котором мы с вами сегодня говорим, не только поможет создать инструментарий системы защиты детей, но и поднимет эту проблему до необходимости скоординированных, системных действий в рамках Закона о защите детей в РФ.

Кабанов Владимир Львович, начальник отдела Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ:
…Я хотел бы выразить особые слова благодарности специалистам Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, потому что Фонд действительно является надежным партнером нашего Департамента в воспитании и социализации детей. С большим удовольствием хочется еще раз подтвердить высокую оценку тех проектов, которые выполнял Фонд. Все помнят, что в нашем замечательном Законе «о защите прав ребенка в РФ, есть такое понятие, как «социальная инфраструктура детства». Вот как раз социальная инфраструктура детства сегодня настолько разнопланова, разнохарактерна, межведомственна, настолько многообразна, что действительно требуются ориентиры, провожатые, нужен компас. Мы видим, что при решении этой программы будет решено множество задач. И мы надеемся со своей стороны получить новые знания и практики по результатам этой программы.

 

© 2007–2015 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Настоящий ресурс может содержать материалы 
Москва
115533 , проспект Андропова, д. 22, эт. 13, оф. 1307
тел./факс +7 495 134 11 74
E-mail: fond@nfpcc.ru
Рейтинг@Mail.ru