На Главную Профилактика социального сиротства в России
Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения
 
На главную Карта сайта Написать письмо RU EN
Искать
Национальный фонд

 
Важное на сайте:

 
Благодарим за поддержку:


 
  Вернуться к списку

Программа «Социальный навигатор НКО»

О программе | Консультативный сервис | Семинары | Вебинары

Уважаемые коллеги, представители социально ориентированных НКО!

На этой странице доступен консультативный сервис. Используя форму, расположенную ниже, вы можете получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и содержанием деятельности по защите прав и законных интересов детей, по обучению и методическому сопровождению специалистов.

 

На 26 ноября 2012 года в адрес Национального фонда защиты детей от жестокого обращения поступило более четырехсот вопросов. Ниже опубликованы ответы на вопросы, наиболее часто встречающиеся и представляющие большой интерес для представителей некоммерческих организаций.

Вопрос: Определены ли  приоритетные направления реализации проектов НКО?
Ответ
: Да. Такие направления определены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. №713. В их число входят:
-профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
-повышение качества жизни людей пожилого возраста;
-социальная адаптация инвалидов и их семей;
-развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности -детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
-развитие межнационального сотрудничества;
Кроме того, статьей 31.1 Федеральным  законом  "О некоммерческих организациях" субъекты Российской Федерации наделяются правом  выбрать иные приоритеты поддержки СО НКО.

Вопрос:  Наша региональная общественная организация не является социально ориентированной.  Можем ли мы получать от государства деньги?
Ответ
: В рамках утвержденной в вашем регионе программы поддержки СО НКО – нет.

Вопрос: Приведите, пожалуйста, этапы проектного цикла.
Ответ: Каждый проект состоит из следующих этапов: 1. Разработка; 2 Оценка проектного документа; 3. Подача заявки на конкурс; 4. Осуществление проекта и мониторинг выполнения. 5. Финальная оценка выполнения проекта и достижения целей

Вопрос: Во время семинара в Санкт-Петербурге Вы упоминали о подготовке Методического пособия. Не могли бы Вы рассказать подробнее о нем.
Ответ
: Методическое пособие предназначено для распространения детальной информации о лучших практиках НКО в сфере профилактике социального сиротства,  распространения контактной информации об авторах и реализаторах данных практик (по согласованию с ними) с целью содействия профессиональной коммуникации в сообществе СО НКО, а также для продвижения ценностей развития проектной культуры, поскольку многие НКО не имеют необходимого опыта подготовки  проектных документов. Пособие будет содержать рекомендации по участию НКО в федеральных и региональных программах и конкурсах, разработке социальных проектов. Кроме того, в Пособие будут включены основные документы Ассоциации, созданной в рамках Программы «Социальный навигатор НКО»

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о такой услуге как краткосрочное кризисное консультирование семьи.
Ответ
: Эта услуга применяется для в целях преодоление семьями кризисных ситуаций, которые могут оказать негативное влияние на психическое и/или физическое здоровье ребенка, а также нанести вред его развитию. Целевой группой  для специалистов являются дети и их родители из семей на ранней стадии кризиса, в которых выявлены нарушения прав ребенка.
Краткосрочное кризисное консультирование семьи направлено на оказание экстренной психологической помощи в преодолении трудной жизненной ситуации. 
Этот вид консультирования семьи включает в себя оказание психологической, педагогической помощи детям и их родителям, в том числе: информирование, эмоциональное отреагирование пережитых травм, изменение паттернов неадаптивного поведения, налаживание детско-родительских отношений, повышение родительской компетентности, помощь в нахождении эффективных подходов для преодоления актуальной проблемы.
Краткосрочное кризисное консультирование предполагает ограничение количества консультаций (1–10). Но в случае необходимости семье может быть рекомендовано более длительное консультирование или психотерапия.
Краткосрочное кризисное консультирование может проводиться в форме индивидуальной работы с родителями и ребенком, а также в форме семейного консультирования. Необходимо строгое соблюдение правил конфиденциальности, которые могут нарушаться в только случаях высокого риска для жизни и здоровья ребенка.
Работа начинается с  установления контакта и прояснение ситуации, обсуждаются возможные направления работы по преодолению кризисной ситуации. Затем выполняется проработка проблемы, на этом этапе специалисты определяют, какая помощь нужна для преодоления негативных эмоциональных переживаний, обсуждают возможные способы преодоления кризисной ситуации, выявляют неадаптивные установки, блокирующие оптимальные способы разрешения психологического кризиса, и их коррекция, привлекают членов семьи к активному участию в разрешении кризисной ситуации.
Затем специалисты обучают родителей нетравмирующим способам общения с ребенком, в том числе в кризисных ситуациях: открытым формам проявления чувств, прямым высказываниям, позитивному подкреплению его успехов, и др.; отрабатывают повышение родительской компетентности и уверенности в себе как в родителе; развивают у родителей навыки самоконтроля и самокоррекции по отношению к проблемам ребенка.
В конце этапа специалист должен совместно с родителями подвести итоги работы и составить план действий по закреплению в повседневной жизни нового опыта родителей в преодолении кризисных ситуаций, взаимодействия с ребенком.
Специалист должен договориться с родителями о приемлемых для них формах дальнейшего контроля и поддержки семьи.

Вопрос: Мы пропустили ваш семинар, который проводился для НКО из Северо-Западного федерального округа. Можем ли мы принять участие в следующем семинаре?
Ответ
: Да, вы можете принять участие в любом из наших семинаров при наличие свободного места.

Вопрос: Мы хотели ли стать членами создаваемой Ассоциации, поскольку считаем крайне важным создание структуры, содействующей профессиональному общению, взаимодействию, консультированию. Что для этого нужно?
Ответ: На данном этапе мы собираем предварительную информацию о желающих стать членами Ассоциации, нам достаточно Вашего письма с указанием контактов, по которым мы позже направим Вам официальное письмо.

Вопрос: Можете ли вы коротко рассказать о работе с сообщением о факте жестокого обращения с ребенком, поступившим на телефон доверия?
Ответ
: Да, при этом следует отметить, что такая информация, поступившая в Службу ДТД, требует особого внимания. При поступлении сообщения о факте жестокого обращения телефонный консультант действует следующим образом.
1. Определяет степень остроты ситуации в первые минуты разговора, когда идет прояснение случая, о котором сообщает ребенок.
2. Старается обеспечить безопасность ребенка. Этот вопрос очень важен не только для ребенка в ситуации насилия, но и для тех детей, кто пережил ее. Одним из первых задает вопрос: «Чувствуешь ли ты себя в безопасности сейчас?» Если ребенок находится в опасности, консультант старается организовать для него нахождение (проживание) в том месте, где он будет чувствовать себя в безопасности.
3. Проверяет информацию. Для этого он спрашивает  у ребенка, кому он уже рассказывал о насилии, и старается связаться с этими людьми. Для проверки сообщенной информации нужно позвонить и поговорить с указанными лицами о том, что они знают о ситуации, в которой оказался ребенок, как они отнеслись к рассказу ребенка, что намерены делать, как будут защищать ребенка. При отсутствии таких лиц, консультант связывается с лицами из окружения ребенка, которые могут сообщить ему дополнительные сведения, касающиеся данной ситуации.
4. Пытается найти  заинтересованных взрослых. Их роль – поддерживать ребенка и осуществлять действия для его защиты.
5. Дальше нужно установить контроль за ситуацией – например, посредством договоренности со звонящим о том, когда и зачем он повторно позвонит на линию.
6. Передает информацию о случае в установленном порядке в органы опеки и попечительства. При согласии ребенка консультант заполняет форму для передачи сведений в орган опеки и попечительства. В задачи телефонного консультанта также входит выяснение в процессе разговора вопроса о том, находится ли ребенок в безопасности и каковы ресурсы для организации безопасного пребывания ребенка. Консультант также старается прояснить вопрос о степени риска дальнейшего жестокого обращения, которому может быть подвергнут ребенок.

Вопрос: Меня очень интересует такая форма работы как социально-бытовой патронаж семьи.
Ответ
: Эта работа направлена на снижение риска жестокого обращения с детьми путем обучения родителей необходимым навыкам ухода за детьми и ведения хозяйства.
Домашний помощник (специально обученная женщина среднего возраста с положительным опытом воспитания собственных детей) посещает семью и обучает родителя по принципу «делай как я», «делай вместе со мной». Ее возможные действия: оказание клиентам помощи в бытовых делах, в освоении навыков ухода и воспитания детей, услуги няни на короткий срок, оказание психологической поддержки через обсуждение трудностей.
Эффективность услуги проявляется в увеличении бытовой самостоятельности родителей, их способности замечать и адекватно реагировать на потребности ребенка, в уменьшении случаев проявления агрессии в отношении детей со стороны родителей, улучшении бытовых условий проживания семьи.

Вопрос: Можете ли Вы коротко рассказать о работе с сообщением о факте жестокого обращения с ребенком, поступившим на телефон доверия?
Ответ
: Да, при этом следует отметить, что такая информация, поступившая в Службу ДТД, требует особого внимания. При поступлении сообщения о факте жестокого обращения телефонный консультант действует следующим образом.
1. Определяет степень остроты ситуации в первые минуты разговора, когда идет прояснение случая, о котором сообщает ребенок.
2. Старается обеспечить безопасность ребенка. Этот вопрос очень важен не только для ребенка в ситуации насилия, но и для тех детей, кто пережил ее. Одним из первых задает вопрос: «Чувствуешь ли ты себя в безопасности сейчас?» Если ребенок находится в опасности, консультант старается организовать для него нахождение (проживание) в том месте, где он будет чувствовать себя в безопасности.
3. Проверяет информацию. Для этого он спрашивает  у ребенка, кому он уже рассказывал о насилии, и старается связаться с этими людьми. Для проверки сообщенной информации нужно позвонить и поговорить с указанными лицами о том, что они знают о ситуации, в которой оказался ребенок, как они отнеслись к рассказу ребенка, что намерены делать, как будут защищать ребенка. При отсутствии таких лиц, консультант связывается с лицами из окружения ребенка, которые могут сообщить ему дополнительные сведения, касающиеся данной ситуации.
4. Пытается найти  заинтересованных взрослых. Их роль – поддерживать ребенка и осуществлять действия для его защиты.
5. Дальше нужно установить контроль за ситуацией – например, посредством договоренности со звонящим о том, когда и зачем он повторно позвонит на линию.
6. Передает информацию о случае в установленном порядке в органы опеки и попечительства. При согласии ребенка консультант заполняет форму для передачи сведений в орган опеки и попечительства. В задачи телефонного консультанта также входит выяснение в процессе разговора вопроса о том, находится ли ребенок в безопасности и каковы ресурсы для организации безопасного пребывания ребенка. Консультант также старается прояснить вопрос о степени риска дальнейшего жестокого обращения, которому может быть подвергнут ребенок.

Вопрос: Мы собираемся создавать новую организацию. Хотели бы проконсультироваться у вас – предполагается ли какая-нибудь имущественная поддержка социально-ориентированным НКО.

Ответ: Да. Имущественная поддержка СО НКО может осуществляться следующими способами:
а) передача во владение и пользование социально ориентированным НКО на безвозмездной основе либо по льготным расценкам имущества, находящегося в собственности субъкта Российской Федерации или муниципальной собственности;
б) установление для СО НКО льгот по арендной плате за землю или предоставление земельных участков в безвозмездное пользование (последнее – при условии внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс РФ);
в) предоставление СО НКО права на оплату коммунальных услуг  по тарифам, предусмотренным для гос.учреждений;
г) введение квоты площадей нежилого фонда  в строящихся зданиях 9инвесторами или заказчиками по которым являются органы гос.власти или местного самоуправления) для передачи их в пользование СО НКО.
Эти вопросы должны регулироваться нормативными актами высшего исполнительного органа.

Вопрос: Имеются ли какие-нибудь налоговые льготы для социально ориентированных НКО?
Ответ
: Согласно Статье 31 ФЗ «О некоммерческих организациях» существует однозначный запрет на предоставление налоговых льгот в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим организациям материальную поддержку. Аналогичные нормы распространяются  и на льготы СО НКО, предоставление которых предусмотрено в соответствии со статьей 31.1 указанного закона. С учетом установленного статьей 12 Налогового кодекса РФ деления налогов на виды органов государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать льготы по двум видам налогов: а) по региональным налогам и б) по федеральным налогам в части , подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы только по местным налогам. При установлении налоговых льгот для СЛ НКО целесообразно учитывать специфику деятельности НКО.

Вопрос: Расскажите, какие приоритетные направления включены для реализации проектов СО НКО?
Ответ: Приоритетные направления определены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. №713, а именно:
а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
б) повышение качества жизни людей пожилого возраста;
в) социальная адаптация инвалидов и их семей;
г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
д) развитие межнационального сотрудничества;
е) Также субъекты могут выбрать иные приоритеты поддержки, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», исходя из специфики региона и отразить их в программе поддержки.

Вопрос: В какие сроки должны быть реализованы проекты НКО на федеральном и региональном уровнях?
Ответ
: Проекты СО НКО должны быть реализованы за тот срок, который будет указан в соглашении с Минэкономразвития России или субъектом Российской Федерации, т.е. проект может реализовываться в 2012 году.

Вопрос: Нашу организацию интересует, кто принимает решение о поддержке тех или иных СО НКО в рамках программы?
Ответ
: Решение принимает субъект Российской Федерации на конкурсной основе – в случае предоставления субсидии СО НКО субъектом. В случае предоставления субсидии СО НКО напрямую Минэкономразвития России на цели реализации программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по основным направлениям их деятельности; выявления, обобщения и распространения лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем проведения конференций и семинаров; содействия привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев – окончательное решение будет приниматься Координационным советом по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, который создается Минэкономразвития России на основе предложений конкурсной комиссии. В них войдут представители федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители социально ориентированных некоммерческих организаций, эксперты.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, какие предусмотрены формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализуемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ответ: Определены следующие формы:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом »О размещении заказов на поставки  товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Вопрос: Наша организация готовит проект для участия в конкурсе. Расскажите, какие показатели решения социальных задач и показатели развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо включать в документ?
Ответ
: К числу показателей решения социальных задач могут быть отнесены показатели результатов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших софинансирование в рамках реализации региональной программы, в том числе следующие:
- количество приемных (замещающих) семей, принимающих на воспитание детей подросткового возраста, которым оказана поддержка;
- количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым была оказана поддержка с целью предупреждения лишения родительских прав;
- количество матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым была оказана поддержка в целях предупреждения их отказа от рожденных детей;
- количество выпускников детских домов, которым была оказана поддержка в их социальной адаптации;
- количество детей, совершавших правонарушения, в отношении которых реализуется индивидуальные программы реабилитации;
- количество инвалидов, которым была оказана поддержка в их трудоустройстве.
Показателями развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе могут быть следующие:
- рост количества некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации;
- рост численности работников (без внешних совместителей) некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации;
- увеличение объема продукции (работ, услуг), выполненных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческими организациями, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающими домашние хозяйства, в общем объеме валового регионального продукта;
- увеличение средней численности добровольцев, привлекаемых некоммерческими организациями, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающими домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Будут ли различаться условия поддержки в зависимости от вида НКО?
Ответ
: Дифференциации некоммерческие организации по организационно-правовой форме с точки зрения условий получения поддержки не планируется. Предполагается, что субсидии будут предоставляться при условии поддержки (возможно финансирования) со стороны самих некоммерческих организаций. При этом поддержка не обязательно должна быть финансовой, например возможна поддержка путем учета труда добровольцев.

Вопрос: Наши коллеги принимали участие в Конференции Национального фонда, которая состоялась в конце апреля 2012 и поделились информацией о том, что ваш фонд проанализировал опыт разных регионов в области защиты детей и оказания помощи их родителям. Расскажите, пожалуйста о такой форме работы, как семейный клуб, что это за услуга, на какую категорию она нацелена.
Ответ:
Под семейным клубом подразумевается формирование реабилитационной среды для семьи и ребенка с целью  профилактики нарушения прав и законных интересов ребенка в семье через повышение родительской компетентности и содействие улучшению детско-родительских отношений в семьях группы риска в реабилитационной среде. Целевой группой в данной услуге являются семьи на ранней стадии кризиса, практикующие жестокое обращение с ребенком, в том числе:
• семьи с низкой родительской компетентностью,
• малоимущие семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,
• семьи, где родители являются выпускниками детских домов,
• опекунские семьи,
• малоимущие семьи одиноких родителей,
• семьи с отцами-алкоголиками,
• семьи с родителями-инвалидами.
Эта услуга заключается в организации реабилитационного пространства в форме семейного клуба как среды общения для семей группы риска. Встречи в клубе проходят с периодичностью не реже 1 раза в неделю.
Услуга «Семейный клуб» должна обязательно включать:
1. Организацию свободного общения для членов клуба.
2. Проведение групповых занятий и тренингов для родителей с целью повышения родительской компетентности участников.
3. Индивидуальная поддержка членов семьи (психологическое консультирование, помощь детям в адаптации в школе и детском саду).
4. Организация совместной досуговой деятельности для семей (экскурсии, поездки за город, организация семейных праздников, лагерных смен, палаточных лагерей).
5. Информирование родителей по юридическим, социально-психологическим и социально-педагогическим вопросам.
6. Помощь родителям в трудоустройстве, поддержании трезвого образа жизни, социальная помощь и разрешение актуальных вопросов и др.
Члены клуба взаимодействуют в безопасной и комфортной для них атмосфере принятия, обмениваются опытом, получают поддержку друг друга и специалистов. Клубная работа способствует преодолению изолированности семей, повышению уверенности родителей в решении социально-психологических проблем, более глубокому осознанию ими своей родительской роли. Работа клуба является прямой профилактикой жестокого обращения с ребенком, т. к. предполагает решение наиболее актуальных для семей проблем. В клубе дети и родители овладевают способами конструктивного общения друг с другом, адекватными способами реагирования в конфликтных ситуациях.
Длительность оказания услуги для семьи – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Вопрос: За последние годы во многих регионах (Пермский край, Калуга, Самара, Ярославль, Республика Карелия, Московская обл. и т.д.) создана система сопровождения приемного ребенка и замещающей семьи, а также инфраструктура, которая ее обслуживает. Мы знаем, что в число лучших практик Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения включил и услугу, предоставляемую детям-сиротам, направленную на подготовку ребенка к проживанию в замещающей семье. Не могли бы вы коротко описать то, как вы представляете выполнение этой услуги?
Ответ: Да, эта услуга предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социально-реабилитационных центров). Целью оказания услуги является проведение специальной психолого-педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.
Услуга направлена:
• на определение условий, необходимых для успешного устройства ребенка в замещающую семью;
• формирование у ребенка психологической готовности к жизни в семейных условиях;
• знакомство ребенка с членами семьи и семейным укладом и традициями, получение семьей реалистичных представлений о ребенке.
Услуга включает в себя:
1. Сбор и анализ информации о ребенке (состояние здоровья ребенка, история жизни его и его семьи, индивидуальные психологические особенности, проблемы личностного развития).
2. Подготовку ребенка к устройству в замещающую семью – поэтапная психологическая диагностика, психологическая работа по отреагированию травматического опыта, коррекционно-развивающие занятия (по развитию речи, коммуникативных навыков, познавательных процессов, развитию эмоционально-волевой сферы и навыков саморегуляции, формированию адекватной самооценки, представлений об окружающем мире, по формированию «образа семьи» – представлений о семейных отношениях и ролях).
3. Сопровождение ребенка при устройстве в замещающую семью (организация заочного знакомства с семьей, помощь в установлении и поддержке общения детей и будущих родителей, временное помещение в семью).
4. Сопровождение ребенка на первом этапе жизни в замещающей семье (помощь в совладании со стрессом адаптации, преодоление неадекватных моделей поведения ребенка, выстраивании принимающих отношений в семье).

Вопрос: Мы приступили к подготовке проектного документа. В предъявляемых требованиях сказано, что необходимо привести описание индикаторов качества проекта. Не могли бы вы помочь и привести примеры таких индикаторов? 
Ответ: основными индикаторами или показателями качества являются такие как:
1) Проект уместен:
- соответствует оговоренной стратегии и реальным нуждам получателей услуги (товара),
- привязан к стратегическим целям и требованиям организатора конкурса;
- получатели услуги участвуют в процессе планирования на самой ранней стадии проекта;
- предшествует тщательный анализ проблемы;
- цели четко определены с точки зрения пользы для целевой группы.
2) Проект выполним, если:
- планируемые цели проекта реально достижимы в условиях, сложившихся на момент выполнения проекта;
- учитывает реальную способность ответственных исполнителей выполнить проект;
- цели и результаты проекта логичны и поддаются измерениям,
- риски и допущения приняты во внимание.
3) Проект устойчив, если получатели услуги (товара) продолжают получать выгоду от проекта после его завершения.
4) Проект эффективен. если он соответствует целям и интересам его участников. При этом обычно выделяют качественную и количественную эффективность. Качественная эффективность ориентирована на те критерии, которые могут свидетельствовать об успешной реализации проекта и достижении его цели. Что касается количественной эффективности проекта, то она вычисляется по формуле: Кэ = затраченные ресурсы ⁄ полученный результат
Например, в реализации проекта приняли участие 15 волонтеров, а благополучателями (участниками мероприятий проекта) стали 150 школьников. Соответственно, Кэ = 15 ⁄ 150 = 0,1. В соответствии с теорией социального проектирования, проект считается эффективным, если Кэ< 1. Таким образом, в приведенном выше примере количественная эффективность проекта оказалась высокой, а сам проект - эффективным. Помимо человеческих ресурсов можно также посчитать денежные ресурсы, трудозатраты.

Вопрос Хотели проконсультироваться у вас - субсидии будут выдаваться на поддержку административной деятельности некоммерческих организаций, или только для работы с конкретной целевой группой?
Ответ
: Конкурс, который представляет субъект Российской Федерации, предполагает, обеспечение предоставления услуг по указанной стоимости. Победители будут обязаны оказать данные услуги. Соотношение административных затрат и прибыли остается на усмотрение самой организации.
Разработан проект модельного положения о порядке предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации социально ориентированным некоммерческим организациям, он размещен на сайте Минэкономразвития России.

ВопросЧто такое реестры социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки?
Ответ
: Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской Федерации и местными администрациями определен приказом Минэкономразвития России № 223 от 17.05.2011 г.
В реестры попадают организации по факту оказания им поддержки, что сделано с целью открытости информации о получателях субсидий и иной поддержки.

ВопросКто принимает решение о поддержке тех или иных СО НКО в рамках программы?
Ответ: Субъект Российской Федерации на конкурсной основе – в случае предоставления субсидии СО НКО субъектом. В случае предоставления субсидии СО НКО напрямую Минэкономразвития России на цели реализации программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по основным направлениям их деятельности; выявления, обобщения и распространения лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем проведения конференций и семинаров; содействия привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев – окончательное решение будет приниматься Координационным советом по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, который создается Минэкономразвития России на основе предложений конкурсной комиссии. В них войдут представители федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители социально ориентированных некоммерческих организаций, эксперты.

Вопрос: Чем занимаются социально ориентированные НКО?
Ответ: Понятие "социально ориентированные НКО" введено Федеральным законом от 5.04.10 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". К таким организациям относятся НКО, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются деятельностью, направленной на решение социальных проблем и развитие институтов гражданского общества. Например, социальной поддержкой граждан, благотворительностью, деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д. (их перечень приводится в законе). При этом законами субъектов РФ и муниципальных образований могут устанавливаться иные виды деятельности социально ориентированных НКО.

Вопрос: Уполномочен ли кто-то еще заниматься взаимодействием с СО НКО на федеральном уровне?
Ответ: Министерство экономического развития уполномочено определять государственную политику в сфере поддержки социально ориентированных НКО, в том числе разрабатывать нормативно-правовые акты. Помимо этого, министерство (согласно постановлению N713 "О предоставлении поддержки социально ориентированных НКО") занимается предоставлением на конкурсной основе субсидий субъектам РФ на реализацию региональных программ поддержки СО НКО на условиях софинансирования, а также самим НКО, оказывающим информационно-консультационную, методическую, образовательную и иную поддержку другим СО НКО.
Кроме того, в настоящее время полномочиями по поддержке СО НКО по соответствующим направлениям деятельности наделены Минздравсоцразвития, МЧС России, Минспорттуризм. Готовятся соответствующие изменения в положения о Минобрнауки и Минприроды России. 

Вопрос: Социально ориентированные НКО традиционно сталкиваются с множеством проблем, в том числе с проблемами отсутствия поддержки со стороны государства, а ведь СО НКО во многом занимаются поиском путей решения государственных задач. Есть ли системный подход к поддержке СО НКО?
Ответ:
Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, является развитие институтов гражданского общества. Согласно указанной Концепции одним из направлений социально-экономического развития является развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно-государственного партнерства. В рамках данного направления предполагается поддержка самоорганизации граждан, объединяющихся с целью совместной защиты своих конституционных прав, контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов, взаимопомощи и добровольного участия в решении социальных проблем, развитии образования, здравоохранения и культуры.

Вопрос: Какие основные нормативные акты регулируют вопросы деятельности СО НКО?
Ответ:
В настоящее время вопросы создания, развития и поддержки деятельности СО НКО регулируют следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 года №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 08.09.2011 № 465 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 г. №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»;
- Методические материалы Минэкономразвития РФ «По разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Вопрос: Каким требованиям должны отвечать программы поддержки СО НКО в субъектах?
Ответ:
Формальными требованиями к структуре программы являются требования по наличию определенных разделов, включая:
- Общая характеристика деятельности СО НКО;
- Формулировка основных проблем развития СО НКО;
- Сведения об экономических, финансовых, социальных и иных показателях деятельности СО НКО;
- Цели реализации программы;
- Задачи, решаемые при реализации программы;
- Наличие измеримых показателей (индикаторов) достижения целей и решения социальных задач в количественном выражении, в том числе:
• создание условий для развития гражданского общества и активного выдвижения гражданских инициатив, развитие социального партнерства на территории субъекта Российской Федерации;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций на территории субъекта Российской Федерации.
- Наличие измеримых показателей (индикаторов) развития сектора СО НКО в количественном выражении в субъекте Российской Федерации, в том числе:
• развитие системы гражданского образования в   результате эффективной реализации проектов и программ.
- Наличие измеримых показателей (индикаторов) развития благотворительной деятельности в количественном выражении;
- Наличие  плана (этапов) реализации программы;
- Наличие предусмотренного механизма управления программой, в том числе:
• наличие механизма организации управления реализацией программы
• наличие механизма управления рисками реализации программы
• наличие в программе сведений о проведении научно-исследовательских работ (НИР) по проблемам деятельности и развития СО НКО;
• наличие в программе мер по организации постоянного мониторинга  и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности  СО НКО.
- Наличие  предусмотренной методики оценки результативности  и эффективности программы;
- Наличие в программе  механизма предоставления субсидий на реализацию мероприятий программы, в том числе:
• наличие сведений о порядке предоставления субсидий;
• наличие сведений об условиях предоставления субсидий;
• наличие сведений о собственном вкладе СО НКО в субсидируемую деятельность  (денежная оценка/ труд добровольцев/ целевые поступления из иных источников).
- Наличие направлений  (мер) поддержки СО НКО в субъекте Российской Федерации;
- Наличие целевых индикаторов реализации программы.
Помимо формальных требований к содержанию программы поддержки СО НКО в субъекте Российской Федерации, указанные нормативные правовые акты устанавливают ряд требований к содержанию направлений (мер) поддержки СО НКО и к индикаторам (показателям) реализации программы.
Согласно Методическим материалам Минэкономразвития России по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, программа поддержки СО НКО субъекта Российской Федерации должна содержать:
1. Меры по предоставлению субсидий на финансирование направлений, приоритетных для предоставления финансовой поддержки в обязательном порядке, а именно:
- предоставление субсидий для целей профилактики социального сиротства, поддержки материнства и детства;
- предоставление субсидий для целей повышения качества жизни людей пожилого возраста;
- предоставление субсидий для целей социальной адаптации инвалидов и их семей;
- предоставление субсидий для целей развития дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи;
- предоставление субсидий для целей развития межнационального сотрудничества
2. Меры по предоставлению субсидий на финансирование иных направлений, приоритетных для предоставления финансовой поддержки в  рекомендательном порядке, а именно:
- предоставление субсидий для целей социальной поддержка и защиты граждан;
- предоставление субсидий для целей профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни;
- предоставление субсидий для целей охраны окружающей среды (проекты в области поддержки деятельности заповедников и других охраняемых природных территорий, экологического образования, а также иных проектов в области экологии);
- предоставление субсидий для целей подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- предоставление субсидий для целей оказания правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе;
- предоставление субсидий для целей деятельности в области содействия благотворительности и добровольчества, развития инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций и др.;
- предоставление субсидий для финансирования иных направлений деятельности СО НКО.
3. Меры по предоставлению имущественной поддержки:
- Предоставление  нежилых помещений в аренду:
• предоставление в аренду  нежилых помещений на долгосрочной основе безвозмездно;
• предоставление в аренду нежилых помещений на долгосрочной основе по льготным ставкам;
• предоставление в аренду нежилых помещений на  краткосрочной основе безвозмездно;
• предоставление в аренду нежилых помещений на краткосрочной основе по льготным ставкам.
- Создание ресурсного центра;
- Предоставление движимого имущества  во владение и (или) пользование:
• Наличие НПА субъекта РФ, устанавливающего перечень государственного имущества, предоставляемого СО НКО;
• Предоставление имущества на безвозмездной основе;
• Предоставление имущества по льготным ставкам.
4. Меры по предоставлению информационной поддержки:
- обеспечение освещения деятельности СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества в средствах массовой информации;
- создание и обеспечение функционирования региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей;
- поощрение и повышение квалификации журналистов, освещающих деятельность СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества;
- содействие развитию социальной рекламы.
5. Меры по предоставлению консультационной поддержки, а также поддержки в области  подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО:
- проведение конференций, семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, обмену опытом и распространению лучших практик;
- поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на оказание на безвозмездной основе консультационных услуг другим социально ориентированным некоммерческим организациям, в т.ч. по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам, включая вопросы привлечения добровольцев, осуществления их уставной деятельности и др.;
- финансирование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- учреждение и предоставление на конкурсной основе грантов (стипендий) на возмещение расходов работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, связанных со стажировками и участием в мероприятиях в других субъектах Российской Федерации.
6. Меры по привлечению СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере:
- обеспечение участия представителей заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельности консультативных советов при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
- обеспечение участия представителей заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в оценке результативности и эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и государственными учреждениями программ (мероприятий) в области социальной политики;
- формирование попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, с обеспечением привлечения участия в их работе заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций.
7. Меры, стимулирующие поддержку деятельности СО НКО и участие в ней граждан и юридических лиц:
- меры по развитию инфраструктуры поддержки деятельности некоммерческих организаций, включая:
• меры по формированию и развитию ресурсных центров некоммерческих организаций;
• меры по формированию и развитию добровольческих центров;
• меры по формированию и развитию целевых капиталов некоммерческих организаций;
• меры по формированию и развитию фондов местного сообщества, в которых средства из местного бюджета и внебюджетных источников аккумулируются и распределяются на конкурсной основе для решения задач социального развития территории.
- меры по предоставлению  СО НКО льгот по уплате налога на имущество организаций, а также льгот по уплате сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации:
• предоставление льгот по уплате налога на имущество организаций;
• предоставление льгот по уплате сумм налога на прибыль
- мер по предоставлению  организациям, оказывающим материальную поддержку СО НКО, налоговых льгот:
• предоставление организации, оказывающей материальную поддержку СО НКО льгот по налогу на прибыль;
• иные меры.
- мероприятия по реализации механизмов конкурсного распределения бюджетного финансирования:
• предоставление бюджетных субсидий;
• реализация механизмов закупок работ (услуг) для государственных/ муниципальных нужд.
- мероприятия в сфере морального поощрения работников СО НКО, благотворителей и добровольцев:
• проведение конкурсов;
• присуждение премий;
• награждение почетными грамотами;
• объявление благодарностей органами государственной власти субъектов РФ;
• иные меры поощрения.
8. Меры по обеспечению поддержки деятельности СО НКО на местном уровне:
- предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на цели реализации муниципальных программ поддержки  СО НКО;
- методическое обеспечение органов местного самоуправления, оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке  СО НКО на территориях муниципальных образований;
- содействие развитию СО НКО, благотворительной и добровольческой деятельности на базе организаций территориального общественного самоуправления;
- содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки СО НКО, благотворительности и добровольчества.
9. Измеримые показатели реализации программы.
- наличие количественных показателей, характеризующих конечные общественно значимые результаты;
- наличие количественных непосредственных показателей реализации мероприятий  программы;
- наличие количественных показателей, отражающих уровень удовлетворенности потребителей  услугами СО НКО (количественные).
Наличие указанных мер является достаточным для признания программы поддержки СО НКО субъекта Российской Федерации соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, вместе с тем, нормативные правовые акты не запрещают органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнять программы иными мероприятиями. В связи с этим в случае, если  анализируемая программа содержит иные меры,  каждый раздел будет дополнен графой «иное».

Вопрос: Помогите разобраться: у нас принята Краевая целевая программа «Реабилитация инвалидов и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010-2014 годы», насколько эта программа соответствует закону и учитывает интересы СО НКО?
Ответ:
Краевая целевая программа «Реабилитация инвалидов и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010-2014 годы» была проанализирована на соответствие требованиям следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона  от 12.01.2996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям»;
- Методических материалов по разработке региональных программ поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, разработанных Минэкономразвития России.
Требованиям, установленным указанным правовым актам,  к региональным программам поддержки СО НКО, Программа соответствует частично.  Особенностью данной Программы является четкое ориентирование на деятельность  СО НКО в сфере реабилитации инвалидов.
В Программе отсутствуют следующие обязательные сведения:
- сведения об экономических, финансовых, социальных и иных показателях деятельности СО НКО;
- прогноз развития СО НКО в области;
- сведения о создании условий для развития гражданского общества и активного выдвижения гражданских инициатив, развитие социального партнерства на территории Ставропольского края
- измеримые показатели (индикаторов) развития благотворительной деятельности в количественном выражении;
- механизм управления рисками реализации программы;
- сведения о проведении НИР по проблемам деятельности и развития СО НКО;
- сведения о мерах по организации постоянного мониторинга  и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности  СО НКО
- сведения о мерах по организации постоянного мониторинга  и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности  СО НКО;
- методика оценки результативности  и эффективности программы.
В остальном Программа соответствует требованиям, установленным вышеуказанным нормативным правовым актам и методическим материалам.
Порядок предоставления субсидий СО НКО установлен постановлением Правительства Ставропольского края от 02.11.2011 N 447-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Ставропольского края социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках краевой целевой программы «реабилитация инвалидов и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010-2014 годы».
На основании и во исполнение указанного постановления Правительства Ставропольского края был принят приказ Министерства труда и социальной защиты от 23 ноября 2011 г. N 343 «Об организации работы по реализации постановления Правительства Ставропольского края от 02.11.2011 N 447-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Ставропольского края социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках краевой целевой программы «реабилитация инвалидов и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае на 2010-2014 годы.

Вопрос: Есть ли положительные тенденции в детской демографии?
Ответ: Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, численность детского населения сокращается со скоростью 3 процента в год. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет сократилось за десять лет с 31,6 миллиона детей в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году.

Вопрос: Какое влияние оказывают действующие меры социальной поддержки на сокращение бедности?
Ответ: Ответим на вопрос, оперируя  статистическими данными. Так, за 2010 год 19,6% детей в возрасте до 16 лет имели душевые доходы ниже прожиточного минимума, что в 1,6 раз превышает среднероссийский уровень бедности.  Среди  детей в возрасте от 7 до 16 лет уровень бедности в 1,7 раз выше, чем в среднем по населению.
Семьи с детьми, в особенности многодетные семьи, в первую очередь испытывают высокие риски бедности. По данным за 2010 год, для преодоления бедности семьям с тремя и более детьми в среднем не хватало 11 840 рублей.

Вопрос: Как часто дети в нашей стране страдают от жестокого обращения?
Ответ
: К сожалению, недопустимо широко распространены различные формы жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Устойчивой практикой остаются физические наказания, что является последствиями недостаточной родительской компетентности, нарушенных детско-родительских отношений и высокого уровня терпимости к применению физических наказаний в  обществе. По данным Института социологии РАН, 51,8% современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях.

Вопрос: Какие меры, по вашему, способны сократить бедность среди семей с детьми.
Ответ
: В числе мер Национальный фонд выступает со следующими предложениями:
• Разработать и принять минимальные гарантии по доходам  и социальным услугам, определяющим основные показатели качества жизни  семей с детьми.
• Усовершенствовать систему налоговых вычетов для семей с детьми.
• Разработка мер  по обеспечению регулярности выплат алиментов, в том числе и посредством создания Алиментного фонда.
• Разработать и принять Стратегию развития индустрии детских товаров в Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации в формате федеральной целевой программы, внести соответствующие изменения и дополнения в нормативную правовую базу.

Вопрос: Какие механизмы поддержки СО НКО существуют в мире ?
Ответ
: В различных странах существуют разные механизмы, начиная от грантовой поддержки и заканчивая более сложными механизмами, такими как ваучерная схема предоставления услуг. Не все механизмы одинаково адекватны российскому контексту, но многие могут дать хорошие результаты.

Вопрос: Кто на федеральном уровне занимается взаимодействием с социально ориентированными НКО?
Ответ: Министерство экономического развития РФ уполномочено определять государственную политику в сфере поддержки социально ориентированных НКО, в том числе разрабатывать нормативно-правовые акты. Помимо этого, министерство (согласно постановлению N713 "О предоставлении поддержки социально ориентированных НКО") занимается предоставлением на конкурсной основе субсидий субъектам РФ на реализацию региональных программ поддержки СО НКО на условиях софинансирования, а также самим НКО, оказывающим информационно-консультационную, методическую, образовательную и иную поддержку другим СО НКО.
Кроме того, в настоящее время полномочиями по поддержке СО НКО по соответствующим направлениям деятельности наделены Минздравсоцразвития, МЧС России, Минспорттуризм. Готовятся соответствующие изменения в положения о Минобрнауки и Минприроды России.

Вопрос: Что является основанием для включения в реестр социально ориентированных НКО?
Ответ
: СО НКО определяется, исходя из учредительных документов. Если в уставе прописаны соответствующие цели и задачи, а в ОКВЭД добавлены соответствующие виды, то уполномоченный исполнительный орган вносит в реестр вашу организацию.

Вопрос: В чем особенность такой  организационно-правовой формы НКО, как фонд?
Ответ: Согласно статье 118 ГК РФ и статье 7 Закона № 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Следовательно, фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для выполнения общественно полезных задач. Учредить фонд может физическое или юридическое лицо, коммерческая или некоммерческая организация. Фонду законодательно запрещено иметь членство. Учредители, объединяя имущество, создают имущественную базу фонда и определяют направления использования данного имущества. Имущество, которое учредители передают фонду как при создании, так и впоследствии, переходит в собственность фонда. Кроме того, фонд является собственником приобретенного имущества.
Поскольку фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учредители фонда после его создания не могут расширить свой состав.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Как правило, термин «фонд» применяется к некоммерческим организациям, которые создаются для ведения благотворительной деятельности. Деятельность благотворительных фондов регулируется Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Вопрос: Может ли НКО иметь собственность?
Ответ:  В собственности некоммерческих организаций может находиться любое имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении: здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки, другие объекты собственности.

Вопрос:  Почему иногда НКО называют третьим сектором?
Ответ
: Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов:
• первый сектор — государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций;
• второй сектор — бизнес;
• третий сектор — некоммерческие организации.
Третий сектор является:
• негосударственным, неправительственным;
• независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса.
• некоммерческим, неприбыльным,
• сектором добровольной активности (волонтёрским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд.
• благотворительным (так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации).

Вопрос: Как обеспечить доход некоммерческой организации помимо участия в региональных программах поддержки?
Ответ
: Одна из распространенных форм финансирования - предоставление некоммерческим организациям различного рода грантов в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, общественные интересы отдельных групп населения.

Вопрос: Могут ли НКО вести предпринимательскую деятельность?
Ответ
: Некоммерческие организации не имеют своей целью извлечение и дальнейшее распределение полученной прибыли между участниками. Ведение некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, по Закону, возможно в том случае, если эта деятельность отвечает целям создания организации и направлена на достижение этих целей.

© 2007–2015 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Настоящий ресурс может содержать материалы 
Москва
115533 , проспект Андропова, д. 22, эт. 13, оф. 45
тел./факс +7 495 134 11 74
E-mail: fond@nfpcc.ru
Рейтинг@Mail.ru