На Главную Профилактика социального сиротства в России
Информационный проект Национального фонда
защиты детей от жестокого обращения
 
На главную Карта сайта Написать письмо RU EN
Искать
Национальный фонд

 
Важное на сайте:

 
Благодарим за поддержку:


 
  Вернуться к списку материалов
Томская область | Государственная политика, Вопросы управления

Инновационные услуги в системе социальной защиты детей в Томской области: оценка социально-экономической и бюджетной эффективности

В работе выполнена попытка практического применения бюджетирования по результатам для выбора одной из двух стратегий развития системы социальной защиты детства (на примере Томской области).

Первая стратегия (базовая) – сохранение существующей системы социальной защиты детства без изменения. Вторая (альтернативная, стратегия реформ) – переход к системе раннего выявления детей группы риска по социальному сиротству и профилактике социального сиротства, что, как ожидается, позволит существенно снизить риск лишиться родительского попечения для несовершеннолетних жителей Томской области. В отношении детей, которые, несмотря на профилактические, превентивные меры, все же лишатся родительского попечения, стратегия реформ предусматривает использование преимущественно семейных форм устройства и отказ от содержания таких детей в интернатах. Она также предусматривает оказание замещающим семьям услуг сопровождения, что улучшает жизненные и образовательные маршруты детей, воспитанных в таких семьях, а также социальную и трудовую адаптацию выпускников интернатных учреждений, число которых в сценарии реформ с каждым годом будет сокращаться.

Для сравнения долгосрочных последствий реализации той и другой стратегии был построен демографический прогноз Томской области, прогноз численности детского населения, а также макроэкономический прогноз (прогноз ВРП). Горизонт планирования был выбран до 2050 года. Главное, чем различаются стравниваемые стратегии – вероятность лишиться родительского попечения. В Томской области эта вероятность достаточно высока: в 2005 году из каждой тысячи детского населения 6 человек лишились родительского попечения. Среднее значение этого показателя по России в 2005 составило 4 человека из 1000 детского населения. В базовом сценарии расчетов по Томской области предполагается, что достигнутое в 2005 году значение вероятности лишиться родительского попечения будет постепенно снижаться в течение всего прогнозного периода вследствие общего экономического роста и к 2050 году достигнет значения 0,005. В сценарии реформ предполагается, что вероятность лишиться родительского попечения снизится от 0,006 до 0,004 к 2017 году (то есть, за 10 лет после начала реформ) и останется на уровне 0,004 до конца прогнозного периода.

Сравнение расчетов по обоим сценариям показало, что при принятых предположениях более эффективной по все критериям оказывается стратегия реформ: она не только позволяет сократить численность детей, лишенных родительского попечения, но и обходится дешевле для бюджета. Даже при наличии достаточно внушительных стартовых (однократных) затрат (порядка 50 миллионов в первые 4 года реформ) и даже, если предположить, что административная часть реформы потребует создания новой управленческой структуры исключительно за счет чистого прироста штатных единиц, то есть, без перераспределения части ставок в пользу вновь создаваемого департамента, вся реформа полностью окупится уже к 2015 – 2016 году. В последующие годы затраты на социальную защиту детства в сценарии реформ будут стабильно на 25 – 30% ниже, чем в базовом сценарии. Бюджетный эффект от реализации реформ составит 0,1% ВРП.

 Текст материала

© 2007–2015 Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.
Настоящий ресурс может содержать материалы 
Москва
115533 , проспект Андропова, д. 22, эт. 13, оф. 1307
тел./факс +7 495 134 11 74
E-mail: fond@nfpcc.ru
Рейтинг@Mail.ru